Размер шрифта:
Цвет сайта:
Настройки Обычная версия сайта

Отображение картинок:

Муждустрочный материал:

Символьный интервал (кернинг):

Наряду с богатейшим природным и историко-культурным наследием, большим рекреационным потенциалом, Водлозерье совершенно особенно тем, что здесь сохранилась и до сих пор проживает особая этническая группа русских Карелии – водлозеры. История, особенности материальной и духовной культуры водлозеров благодаря многолетним исследованиям ученых хорошо изучены, зафиксированы и сохраняются в живой народной традиции. В прошлом Водлозеры явили миру удивительный феномен островной цивилизации «озерных людей». Эта цивилизация сохранялась здесь вплоть до середины 20-го века. С экологической точки зрения островная цивилизация водлозеров – это яркий и убедительный прецедент гармоничного сосуществования человека в природе, пример устойчивого и гармоничного развития социума в природном ландшафте в течение многих веков. Но, именно поиск и выработка жизнеспособной региональной модели устойчивого  развития  и  есть главная задача всей деятельности биосферного резервата. Так эта задача ставится международным сообществом перед Водлозерским биосферным парком  в соответствии  с «Повесткой дня на 21 век» и Программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Именно поэтому сохранению традиционной культуры водлозеров, возрождению ушедшей цивилизации «озерных людей» в деятельности парка придается первостепенное значение.

Для достижения поставленной цели разработана Стратегия «Возрождение Водлозерья».  И ключевым вопросом Стратегии является вопрос местной Куганаволокской школы. Статус школы должен быть изменен и учебный процесс существенно перестроен. Куганаволокская школа должна получить статус национальной школы для водлозеров. Региональный компонент в школьной программе должен быть существенно углублен и расширен за счет местного материала, в программу должен быть включен предмет «основы традиционной культуры», расширен спектр внеклассной работы за счет создания школьного лесничества, исторического краеведческого клуба, школьных ремесленных мастерских. Должна быть налажена профориентация школьников, организованы целевые практики в период школьных каникул, мастер-классы и, наконец, устроены курсы профессиональной подготовки школьников по направлениям деятельности национального парка (лесное хозяйство, деревянное строительство, туризм). Вместе с тем, Куганаволокская школа и национальный парк могут стать постоянно действующей образовательной площадкой для школьников Пудожского района и всей Республики по эколого-биологическому и краеведческому направлениям.

Сегодня только школа в тесном сотрудничестве с администрацией национального парка при постоянной поддержке Министерства образования Республики способны переломить нарастающую деградацию  местного социума, дать достойную перспективу Водлозескому краю, воспитывая истинных наследников и достойных  граждан, осознанно разделяющих природоохранную идеологию деятельности национального парка. В то же время, Водлозерский парк имеет все основания интегрироваться в систему образовательных учреждений Республики как своеобразный «класс под открытым небом», где школьники могли бы не только изучать природу и культуру родного края, но и активно отдыхать, творчески развиваться и воспитываться истинными примерами бережного отношения к природе и любви к родному краю.