Источник: vodlozero.ru/kultura/kulturnoe-nasledie/konferentsii/2007/

Конференция «Водлозерские чтения: Ильинский погост» (2007 год)


Главная тема конференции – историко-культурная роль архитектурного комплекса Ильинского Водлозерского погоста – уникального памятника северного деревянного зодчества, восстанавливаемого в настоящее время как действующего храма. В конференции приняли участие историки, филологи, архитекторы, священнослужители, сотрудники архивов и музеев Москвы, Петрозаводска, Архангельска, Каргополя, Пудожа. В Куганаволоке, центральном селе Водлозерья, участников конференции гостеприимные хозяева встретили звоном колоколов нового храма во имя св. прп. Диодора Юрьегорского, а затем на катерах привезли их в деревню Варишпельда. Открытие конференции состоялось 7 августа 2007 года на Ильинском погосте. Заседание проходило в трапезной Ильинского храма. С приветственным словом к участникам обратился священник Олег Червяков.

В первый день работы конференции с докладом «Иеротопия и перспективы исследования древнерусских сакральных пространств» выступил ученый из Москвы А.М. Лидов. «Иеротопия» в переводе с греческого – «священное место». Докладчик остановился на том, с какой целью создаются такие места. Например, Новый Иерусалим под Москвой – сакральное пространство Святой Земли на Руси во времена Патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. Священные места приближают человека к Богу, способствуют молитвенному настроению, вызывают чувство благоговения. Ярким примером создания такого сакрального пространства является и Ильинский погост.

Священник Олег Червяков рассказал, что с четырех сторон Ильинский погост огражден поклонными крестами. Перед их воздвижением проходил крестный ход. Летом нынешнего года прошел большой крестный ход по водам озера Водлозера по памятным местам разрушенных храмов и часовен, на ладье «Пророк Илия» была установлена звонница, и шествие сопровождалось колокольным звоном. Он отметил, что инициаторами установки поклонных крестов на местах, где ранее находились храмы и часовни всегда являются местные жители.

Очень интересным и содержательным был доклады иерея Сергия Манцева (Вологодская епархия) и Л.К. Гаврюшиной (Москва), посвященные Северно-русскому погосту как духовному пространству. Духовная жизнь жителей северных деревень всегда была связана с погостом, на котором находился Божий храм и могилы предков. После доклада прозвучали удивительной красоты песнопения, составленные на духовные стихи, посвященные переходу души в вечность. Известные московские архитекторы И.Н. Шургин и А.Б. Боде познакомили слушателей с храмостроительными традициями Русского Севера на примере Ильинского и других северных храмов. На вечернем заседании ведущим был известный карельский поэт и философ Ю.В. Линник, его доклад был посвящен вопросу эстетического своеобразия Никольской церкви. Говоря об Ильинском храме, расположенном посреди озера на небольшом острове, Юрий Владимирович особо отметил, что здесь ярко просматривается образ церкви как корабля духовного, ведущего человека ко спасению и вечной жизни.

Содержательными были доклады Г.И Фроловой (Петрозаводск, музей «Кижи») и Т.М. Кольцовой (Архангельск), посвященные внутреннему убранству Ильинской церкви. Слушатели узнали о древнем иконостасе церкви, об особо почитаемой храмовой иконе Пресвятой Богородицы «Тихвинская», находящейся в настоящее время в музее «Кижи», и о иконе «Огненное восхождение Илии Пророка на небеса», написанной Игнатием Пантелеевым, известным иконописцем прошлого, о «небесах», располагавшихся под куполом Ильинской церкви. Они были расписаны в традициях северных храмов, в центре изображен Господь, а в расходящихся лучах Архангелы, композиция называется «Небесное воинство» и написана в XVIII в., рассказала ст. научный сотрудник Т.М. Кольцова. Во время обсуждения доклада встал вопрос о возвращении «небес» в родной храм, мнения на этот счет разделились.

Н.В. Червякова рассказала о возрождении древнего иконостаса Ильинской церкви, который был разорен в 1990-х годах. Алтарь – это образ рая, а иконостас – слияние духовного и материального мира, Бога и людей. Ильинский храм имеет три престола, два в летнем и один в зимнем храме. В летнем храме два престола: во имя Успения Пресвятой Богородицы и святого Пророка Илии, поэтому нижний ряд иконостаса разделен на две части. Второй и третий ярусы посвящены двунадесятым праздникам, апостолам и ветхозаветным пророкам. Иконы написаны Санкт-Петербургскими иконописцами Ириной и Юрием Грецкими в новгородском стиле по православным канонам, иконостас установлен в 20-х числах июля 2007 г. Яркие светло-зеленые тона иконостаса вызывают радостное чувство весенней свежести, вселяют надежду на спасение и жизнь вечную. Третий престол Ильинской церкви, посвященный свт. Василию Великому, находится в трапезном храме, который является зимним. Иконостас написан теми же мастерами. Местный его ряд представлен иконами свт. Николая Чудотворца, вмч. Варвары и Параскевы, прп. Сергия Радонежского, Александра Ошевенского, Димитрия Солунского, вмч. Георгия Победоносца, прп. Диодора Юрьегорского, Зосимы и Савватия Соловецких. Автором проекта нового иконостаса Ильинского храма является В.Н.Куспак, главный архитектор Водлозерского парка. В Ильинском храме сохраняется, как реликвия, камень с горы, на которой Илья Пророк победил четыреста языческих жрецов. Его привезли паломники со Святой Земли и подарили приходу. Местами он расплавлен, сохранив следы небесного огня, от которого возгорелась жертва Истинному Богу.

Священник Олег Червяков сообщил о результатах реставрации Ильинского храма и о трудностях, которые встречались в процессе работы. В настоящее время в Ильинском погосте строится новый храм во имя св. Иоанна Крестителя. Построены несколько братских келий.

Второй день работы конференции прошел в деревне Варишпельде. Утреннее заседание открылось сообщением К.А.Аверьянова (Москва, Институт Российской истории РАН), посвященным житию св. прп. Диодора Юрьегроского. Житие не содержит дат жизни святого. Доклад А.В. Пигина (Петрозаводск, ПетрГУ) был посвящен также Диодору Юрьегорскому и назывался «Святыни и святые Русского Севера». Докладчик рассказал о древних книгах, которые хранились в Юрьегорском монастыре. Первые две принес в монастырь сам преподобный. «По явлению ему мужа светлого», как считают, Архангела Гавриила, он в 1626-1627 гг. пошел в Москву искать средства на создание обители, и обратился к келарю Троицкого собора старцу Александру, который дал ему две рукописные книги: житие Зосимы и Савватия Соловецких и Минеи. Докучаев-Басков, составивший в свое время житие прп. Диодора Юрьегорского, считает, что преподобный ходил в Москву трижды: в 1626-1627-м, 1828-1629-м и 1630-1631гг. По монастырской описи 1764 г. в обители насчитывалось 40 богослужебных книг. В 1919 г. в Олонецкий губернский музей поступили книги Духовного ведомства. В настоящее время в Национальном архиве Республики Карелия создан фонд церковных рукописных книг. Сохранился служебник 1629 г., времен Патриарха Филарета (Романова). Книгу дал прп. Диодору Юрьегорскому в Москве старец Александр Булатников, соловецкий постриженник. В Санкт-Петербурге имеется служебник 1656 г. из Юрьегорского монастыря, дан был из Строкиной пустыни Каргопольского Спасо-Преображенского монастыря, к которому был приписан Юрьегорский монастырь. В Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге есть рукописная сборная Юрьегорского монастыря книга XIX века. Но происхождение ее сомнительно, т.к. монастырь, упраздненный в 1764 г., уже никогда не возобновлялся.

В.М. Быкова (Петрозаводск. ПетрГУ) представила доклад «Житие Диодора Юрьегорского». Первый вариант жития написан в 1641-1645 гг. на Соловках. Позднее в 60-70-х годах XVI в. в Каргополе был создан более полный список для канонизации святого. Всего на данный момент известно 13 списков жития различных авторов. Задача найти службу преподобному Диодору Юрьегорскому. Исследователями жизни преподобного обнаружена книга «Пролог» из Юрьегорской пустыни, источник содержит жизнеописания святых. «Пролог» хранился в Юрьегорском монастыре. Автор планирует подготовку издания жития прп. Диодора Юрьегорского с использованием всех известных на данное время источников.

На утреннем заседании прозвучало выступление К.К. Логинова – этнографа из Петрозаводска. Он рассказал о жителях Водлозерья, об их вере, обычаях и обрядах, сохранившихся в этом регионе до наших дней. Доклад В.А. Гущиной(музей «Кижи»), посвященный старинным деревянным церквам Олонецкой губернии прозвучал живо и эмоционально. Сообщение Сорокиной Т.В.(Петрозаводская епархия) было посвящено истории церкви Рождества Пресвятой Богородицы Пречистенского Водлозерского погоста, который располагался в двадцати верстах от Ильинского прихода. Он находился на одном из самых высоких островов Водлозера. Церковь стояла на высокой горе в центре деревни Пога на очень красивом месте и была видна со всех окрестностей. Водлозерский Пречистенский погост за Онегом впервые упоминается в писцовых книгах под 1593 г. В приходе числились два храма Рождества Богородицы и св. ап. Петра и Павла. Церковь Пречистенская перестраивалась в XIX веке, новая устроена на месте разобранной старой церкви, освящена около 1870 г. Петропавловский храм (1752 г.) не перестраивался и имел специальную охранную грамоту, как памятник древнего деревянного зодчества. Храм Рождества Пресвятой Богородицы разобрали в 1941 г., перед самым началом Великой Отечественной войны. Как рассказывает старожил села Куганаволок Анатолий Иванович Комлев, храм разобрали, бревна сплотили в «кошель» и пригнали сплотку к Куганаволоку. Из этого материала хотели построить дом культуры, но началась война. Инициаторов строительства «очага культуры» забрали в армию, а «кошель» разбился в осеннюю непогоду, и бревна разнесло по всему озеру, так что собрать их не смогли, да и некому уже было собирать. В Национальном архиве Республики Карелия сохранился план Пречистенской церкви, составленный гражданским инженером Янковским в середине XIX века, его копия передана настоятелю Водлозерского Ильинского погоста о. Олегу Червякову.

Выступление И.Н. Ружинской (Петрозаводск. ПертГУ) было посвящено Метрическим книгам, как источнику по истории Водлозерского прихода. Эти документы интересны и информативны для исследователей, занимающихся церковной историей. Книги содержат информацию о рождавшихся, венчавшихся и отошедших в иной мир гражданах, населявших окрестные деревни. Книги эти бесценны, так как очень часто являются единственным письменным источником, сохранившем до наших дней имена тех, кто жил на этих северных землях сто и более лет назад. Именно их руками воздвигались в «северной Фиваиде» прекрасные храмы и часовни, многие из которых, к сожалению, уже утрачены безвозвратно.

Сотрудник Каргопольского музея Н.И.Тормосова собирает сведения о древних погостах Каргопольского уезда, который до 1918 г. входил в состав Олонецкой губернии. Тема ее выступления «Погосты Каргополья. История и современность». Подвижническая деятельность сотрудников музея г. Каргополя направлена на сохранение памяти об утраченных памятниках православной культуры родного края в описаниях и фотографиях. В.П.Ершов (Петрозаводск. Педуниверситет) рассказал о кладбищенских елях Ильинского погоста. А.Н. Старицин обратился в своем докладе к традициям старообрядчества в древнем Водлозерском погосте. Хранитель фондов Пудожского краеведческого музея В.М. Минина рассказала о предметах Ильинского погоста, сохранившихся в фондах Пудожского краеведческого музея. На конференции прозвучали также доклады молодых ученых из Петрозаводского государственного университета, вызвавшие особый интерес слушателей.

Материалы конференции опубликованы:
Ильинский Водлозерский погост: материалы науч. конф. «Водлозерские чтения: Ильинский погост» (6 – 10 авг. 2007 г.). Петрозаводск, 2009. 329 с.