Шестьдесят участников в этом году собрала с 1 по 12 июля в Устьянском районе лесная школа. В её работе принял участие и Онежский филиал Водлозерского парка в лице специалиста по экологическому просвещению Маргариты Фёдоровой.
Лесная школа, организованная Региональной сетью Устойчивого Развития Села при поддержке и участии Центра Пермакультуры Зеппа Хольцера, Института Широкополосного Образования и Союза Экопоселений и Экоинициатив, традиционно собирает молодёжь из разных стран для получения опыта и практических знаний о природе, лесе и экологии, традиционной и современной деревенской жизни, сельском хозяйстве от лучших специалистов.
В этом году летняя лесная школа стала также стартовым событием курса «Экосообщества. Экономика, экология, социотехника и культура совместной жизни». Годовой курс представлен десятью направлениями: экономика сообщества, пермакультура, создание и поддержание сообщества, экотехнологии жизни, лес и экосистемы, традиционная культура, экоархитектура, основы животноводства, телесные практики и работа с собой, экофилософия.
Особенность курса лесной школы в том, что большую часть времени посвящают не теории, а практической работе, в том числе – над самостоятельными проектами. Все полученные навыки участники курса смогут применять в своей повседневной жизни, на своём участке, в своей местности.
Лесная школа существует в лучших традициях экопоселений. Животноводство и огороды позволяют существовать практически на полном самообеспечении. Об этом, в том числе, узнавали участники школы на учебных модулях по экономике сообщества.
Много проектов было придумано и реализовано в рамках модуля по экоархитекторе. Участниками был построен загон для коз, сооружены несколько разных полочек в домах, продуманы и организованы дорожки между домами, система отвода воды, разработан проект компостного туалета.
Одним из востребованных направлений проекта стал курс по экотехнологии. Участникам рассказали о раздельном сборе отходов, о вреде использования химических бытовых средств и о том, как выбрать наименее вредные.
На модулях по животноводству участники учились обращаться с животными, доить коз, ухаживать за лошадьми, узнали тонкости работы с пчёлами и даже научились готовить продукцию из молока – сыр, сметану, творог.
На традиционном модуле учились играть на балалайке и гуслях, исполняли традиционные песни и вникали в их глубинный смысл, шили национальные костюмы и одеяло из лоскутов.
Очень интересным был модуль пермакультуры. Это современный метод хозяйствования, наиболее экологичный и безопасный для окружающей среды. Участники планировали пермакультурный огород с учетом местности, закладывали пермакультурную гряду.
Большой блок в лесной школе уделяется традиционной культуре. В день Ивана Купалы участниками проекта был организован большой праздник – показывали разные номера, пели, танцевали. Очень понравилось местным выступление девушек из Норвегии – они исполнили традиционную норвежскую песню. Завершили праздник гуляния на берегу реки с хороводами и народными песнями.
В подарок от Водлозерского парка специалист Онежского филиала Маргарита Фёдорова оставила в библиотеке лесной школы несколько книг о Парке, быте местного народа и легендах, а также фотоальбом с удивительными по красоте видами Водлозерья. Взамен специалист Парка увезла ценный багаж теоретических и практических знаний, которые будут использованы при планировании занятий для детей.