Модельный проект Водлозерского национального парка «Школа в национальном парке» представлен на соискание премии в области национальной географии, экологии, сохранения и популяризации природного и историко-культурного наследия России - «Хрустальный компас». Главная цель премии — найти и поддержать тех, кто искренне считает Россию своим домом, уважает и бережет среду, в которой обитает. Проекты, которые будут участвовать в премии — это проекты, которые помогают не только сохранить, но и воссоздать комфортную среду обитания российского человека, природу, культуру страны, собрать уникальный генокод России. Победители премии получают признание общественности и хрустальную статуэтку.
Сотрудники Национального парка «Водлозерский» обращаются к жителям и гостям Карелии поддержать проект и проголосовать на сайте премии «Хрустальный компас». Голосование в номинации «Просвещение», в которой мы участвуем, уже началось. Ознакомиться с презентацией и оставить свой голос можно здесь http://rus-compass.ru/projects/. Проголосовать также можно через кнопки социальных сетей.
Территория Национального парка «Водлозерский» находится в 400 км от Петрозаводска. Наряду с богатейшим природным и историко-культурным наследием, большим рекреационным потенциалом, Водлозерье особенно тем, что здесь сохранилась и до сих пор проживает особая этническая группа русских Карелии — водлозеры. История, особенности материальной и духовной культуры водлозеров благодаря многолетним исследованиям ученых хорошо изучены, зафиксированы и сохраняются в живой народной традиции. В прошлом Водлозеры явили миру удивительный феномен островной цивилизации «озерных людей». Эта цивилизация сохранялась здесь вплоть до середины 20-го века. С экологической точки зрения островная цивилизация водлозеров — это яркий и убедительный прецедент гармоничного сосуществования человека в природе, пример устойчивого и гармоничного развития социума в природном ландшафте в течение многих веков. В 2001 году Национальный парк «Водлозерский» был включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО, и ему был присвоен статус биосферного резервата. Именно поиск и выработка жизнеспособной региональной модели устойчивого развития и есть главная задача всей деятельности биосферного резервата. Так эта задача ставится международным сообществом перед Водлозерским биосферным парком в соответствии с программой ЮНЕСКО «Человек и биосфера». Именно поэтому сохранению традиционной культуры водлозеров, возрождению ушедшей цивилизации «озерных людей» в деятельности парка придается первостепенное значение.
Для достижения поставленной цели разработана Стратегия «Возрождение Водлозерья». И ключевым вопросом Стратегии является вопрос сохранения и развития местной Куганаволокской школы.
Региональный компонент в школьной программе существенно углублен и расширен за счет местного материала, расширен спектр внеклассной работы за счет создания школьного лесничества, историко-краеведческого кружка, школьной ремесленной мастерской. Налажена профориентация школьников, организованы целевые практики в период школьных каникул, мастер-классы и, наконец, устроены курсы профессиональной подготовки школьников по направлениям деятельности национального парка (лесное хозяйство, деревянное строительство, туризм). Вместе с тем, Куганаволокская школа и национальный парк стали постоянно действующей образовательной площадкой для школьников и учителей Пудожского района и всей Республики Карелия по эколого-биологическому и краеведческому направлениям.
Ключевым вопросом возрождения Водлозерья и социального развития Куганаволокского поселения является вопрос дальнейшей судьбы Куганаволокской основной школы, так как всегда закрытие сельской школы приравнивалось к уничтожению села.
Село, в котором нет школы, обречено на умирание. Медленное, но неумолимое. Ведь расселять жителей никто не собирается, а жить в селе без школы родители детей школьного возраста не хотят. А значит, в таком селе останутся только бездетные и старики.
Сегодня только школа в тесном сотрудничестве с администрацией национального парка при постоянной поддержке Министерства образования Республики способны переломить нарастающую деградацию местного социума, дать достойную перспективу Водлозескому краю, воспитывая истинных наследников и достойных граждан, осознанно разделяющих природоохранную идеологию деятельности национального парка. В то же время, Водлозерский парк имеет все основания интегрироваться в систему образовательных учреждений Республики как своеобразный «класс под открытым небом», где школьники могут не только изучать природу и культуру родного края, но и активно отдыхать, творчески развиваться и воспитываться истинными примерами бережного отношения к природе и любви к родному краю.