Новости
Контакты

Водлозерский национальный парк

185002 г. Петрозаводск, ул. Парковая, 44

E-mail: vodloz@karelia.ru

Версия для слабовидящих

детиПутешествие.
Тепло. Нет, это не солнце. Оно спряталось где то за тучей. И не летний зной. Напротив, утренняя прохлада заставляет кутаться в свитер. Тепло. Это внутри. Теперь это тепло будет всегда с тобой. Это воспоминания, хорошие люди, добрые слова. Маленькая жизнь длиною в 12 дней. Остров. Лагерь.
Далеко-далеко, где нет шума улиц, суеты, людской спешки начинается самая настоящая жизнь &
Когда бежишь босиком по холодной росе, кажется, как-будто бежишь по снегу. Я спешу, чтобы увидеть солнце. На облаке уже появилась маленькая розовая полосочка. Уже скоро & Мы уселись на прохладный берег, чтобы ждать. А вода такая теплая, теплее воздуха, можно даже согреть замерзшие ноги. Днем жарко, поэтому ночью очень сильная роса, все в белой дымке. Мы бежим по траве на полянке, то появляясь, то исчезая в тумане. Счастливые. Потому что можно не спать. Можно еще немножко побыть всем вместе. Можно всем вместе встретить рассвет &
дети2В последний день вдруг резко начинаешь ценить то, что было на протяжении этих 12 дней, проведенных на острове. Все вместе, одной командой, одним лагерем. 33 человека жили здесь одной большой семьей. Утром  бежали босиком по траве на зарядку. Теплые лучики солнца согревали наши сонные лица и мы потихоньку просыпались. В конце зарядки – тропа здоровья – по шишкам, по иголкам, по досочкам, и бег по прохладной воде.
 В экологическом лагере всё строго по режиму, по правилам. По свистку мы куда-то бежали, на линейку, в столовую, на зарядку. Не важно куда, главное бежать, когда слышишь свисток, а там уж разберешься по ходу дела.
Мы приехали на остров, как гости. А хозяева – животные нас дружелюбно приняли. Семейство ласточек свило гнездо прямо на крыльце вожатского домика. Каждый день мы наблюдали как растут птенцы.
Утром, когда еще все полны сил и бодрости отправлялись в лес. Там нас ждали муравьи в своих многоэтажных домах. Мы поили их водичкой с сахаром, искали главную дорогу муравья, оказывается у каждого муравейника есть своя тропинка, она ловко спрятана под листьями и травой, но ее можно отыскать. И нам это удавалось.  Однажды ходили на берег,  где  очень много самых разных камней. Это ледник много- много лет назад принес сюда эти камни, вот с тех пор они тут радуют глаз. Каждый взял себе в кармашек тот камушек, который ему приглянулся. Потом в солнечный денек мы расписывали их красками.  На опушке у леса – поляна цветов, ароматная такая полянка. Здесь мы изучали какие травы и цветы можем встретить. Можно было узнать имя каждого цветочка. Мы открывали большую, толстую книгу. Называется определитель. И находили там то, что нужно.дети3
Самое интересное, что дети, которые приехали в лагерь – это обычные дети из обычных школ. Не все из них приезжают с какими-то особыми знаниями по экологии. Но радовало то, что все проявляли настоящий, живой интерес. Однажды нам выдали разноцветные сачки и мы отправились на берег в поисках самых маленьких обитателей нашего водоёма. Сначала казалось, что ничего не ловится – один ил, да грязь. Сачками мы проводили по воде в озере, потом сачок окунали в таз с водой, и вот там  в тазике мы и увидели все разнообразие водного мира. Детям не нужно было даже помощи воспитателей, они аккуратно вылавливали этих маленьких существ, тащили скорее к микроскопам, что то крутили, смотрели, спорили, бегали к соседним микроскопа, посмотреть, а что же там. Здорово было наблюдать за ними со стороны. Занятие закончилось, а детям было все равно. Они нас не слышали, потому что были очень увлечены.  Продолжали изучать водный мир.
В лагере дети не  смотрели картинки в учебнике, а своими глазами могли увидеть, руками  потрогать,  сердцем почувствовать какой интересный и удивительный мир вокруг нас. Было радостно, когда дети прибегали в вожатскую: «Скорее, бинокль, там кажется орлан белохвост прилетел». И вот стоят они, столпившись, предают друг другу бинокль, обсуждают какие огромные у птицы крылья, кто-то увидел его белый хвост, а кто то нет. Ложатся на траву, так лучше смотреть на небо. Орлан птица удивительная. И редкая, не часто пролетит в небе. Дети это знали. Счастливые они были тогда.
В лагере мы жили все вместе. С ласточками на крыльце, с Иван-чаем в поле, с березками на берегу, с комарами в палатке, с лягушками на тропинке. Все вместе. Мы учились дружить.
дети4Однажды у нас закончилась еда, лодка с деревни не могла приехать. Но мы не расстроились. Мальчики наловили рыбы, из остатков муки наш повар испекла нам оладьи. А из найденной в лесу черники получилось отличное варенье.
В лагере дети многому учились. Дети учились преображать мир вокруг себя. Своим творчеством, своими песнями, сценками, сказками. Дети поражали нас всегда своим актерским мастерством. Даешь им задание, а у них через 5 минут уже сказка готова. Здорово наблюдать со стороны как рождаются идеи. Вот блеснула задумка, споры, обсуждения. А какие дети выдумщики, сами мастерят костюмы из природных материалов, грим, речь, да еще и в стихах. Конечно, мы были поражены такими творческими детьми. А еще оказалось много музыкальных ребят, кто на фортепиано играет, кто на трубе, кто вокалом занимается. Однажды расстроилась наша гитара, многие приняли участие в ее настройке. Было здорово. Я сидела на берегу, каждый, кто понимал что то в нотах подходил и пытался помочь. Гитару все никак не удавалось настроить, но я не огорчалась. Радостно было от такого количества помощников.
Еще у костра каждый день  мы раздавали почту – это самое любимое у детей. В течение дня можно было отправлять письма тем, кому ты хочешь в специальный ящик. Однажды мы решили разыграть детей и спрятали все их письма, а вместо них положили письма для нас, взрослых, каждому по 20 штук. Каково было удивление ребят, когда они раздавали вечером почту, и никто не обнаружил для себя письма. Но потом вместе смеялись.
Еще дети преображали нашу столовую своими красивыми поделками. Мальчики и девочки мастерили из всего того, что есть под рукой. Получились очень милые лошадки из травы, рамочки из веток, лесной ковер и много еще чего. Ребята дарили свои поделки друг другу, взрослым, лагерю.
Но занятия по рукоделию не могли надолго удержать столь активных ребят, и конечно же им всегда хотелось чего то спортивного, подвижного. Поэтому по ночам, когда в палатках умолкают разговоры детей, взрослые собираются с фонариком и пластинкой от комаров в вожатском домике. И вот здесь начинается творческая деятельность взрослых.  Хотелось придумать что-нибудь эдакое. Дети всегда ждут какого-то чуда. Их нужно удивлять. Тогда они, сколько бы им не было лет, будут увлечены. В глазах детей начинает гореть искорка. И вот в ночной тиши, в стрекотании кузнечиков рождались эти искорки. Сначала в наших глазах. А потом на следующий день  эти искорки появлялись в глазах наших детей.
Однажды утром на проверке чистоты палаток мы поставили всем двойки, находя тому разные обоснования. Сумка не там стоит, палочки для мастер-класса,  почему они в палатке? Они должны быть в сарайке. А это что? Зубная паста лежит посередине палатки. Ну и все в таком духе. Дети конечно же были удивлены, и ничего не заподозрили. А когда они пришли на полдник, вместо полдника их ждало письмо от палаточника который украл взрослых и полдник за то, что дети такие неряшливые. Дети бегали по всему лагерю в поисках записочек-подсказок, которые найти оказалось не так то просто. А мы, взрослые, в это время сидели притаившись в высоких кустах травы на берегу озера.
дети5Последний день был самый замечательный. Хотелось сделать то, что не успели сделать.  Сказать что то доброе, кому то что-то подарить,  поиграть всем вместе, накупаться вдоволь, просто побольше пообщаться. Все писали отзывы о лагере, проходили мед. осмотр, многие прибавили килограммчик, так как кормили нас хорошо.  Был праздничный ужин с пирогом из блинчиков от нашего заботливого повара.  Дети у нас всегда хором кричали: «Спасибо нашим поварам, за то, что вкусно варят нам!» В последний день ощущалась эта атмосфера доброты.
В последний день мы закопали для детей клад. Это была финальная игра на этой смене. Дети проходили её как то особенно дружно. Было заметно, что им не хочется расставаться. После выполнения всех заданий они побежали на опушку леса, чтобы  отыскать заветный клад. Искали они очень долго. Уж никак они не могли предположить, что мы действительно его закопаем. А что, клад есть клад. Зато добытый с большим трудом клад был более ценен. Они отыскали мешочек. А там золотые орешки. В каждом орешке для каждого из ребят доброе напутственное слово, которое они должны увезти с собой домой. Кто-то не удержался расколол орешек на месте, а кто то сказал, нет я сделаю все как положено, открою орешек дома. Дети сказали нам, мы знаем, каждый вытащил именно тот орешек, который нужен ему. Наверное так оно и есть, каждый вытащил то  доброе слово, которое нужно ему в этот момент.
дети6В лагере всё делается вместе, дружно. Постепенно ты вливаешься в эту дружбу и чувствуешь себя неотделимой частью маленького отряда детей и взрослых. Постоянное присутствие в коллективе помогает забывать о себе, о своих привычках. Думаешь больше о детях, о своем отряде, о том, что нужно еще сделать.  Нет телефона, нет удобств, к которым мы привыкли в городе, нет интернета, нет мягкой кровати,  нет шоколадных конфет &. Ну и что. Есть остров, на котором живет столько интересных людей. Каждое день солнышко говорит тебе доброе утро, каждый вечер – звезды желают спокойной ночи. С задором бежишь вместе с детьми, куда бегут они. Плескаешься в чистом озере, с визгами, с катанием на спине, с играми в мячё  поешь  песни по вечерам у костра, поешь, а тебе подпевает весь лагерь.  33 человека.  Это настоящая жизнь, от которой мурашки бегут. От которой хочется творить, сочинять, петь, танцевать, играть. Хочется быть счастливым &
 
 
Своими впечатлениями о детском экологическом лагере «Калипсо» делилась вожатая 1 отряда Анна Каширина, июль-август 2014 год.