Новости
Погода
Петрозаводск 12°C
Прогноз погоды представлен сайтом Gismeteo.ru
Контакты

Водлозерский национальный парк

185002 г. Петрозаводск, ул. Парковая, 44

E-mail: vodloz@karelia.ru

Версия для слабовидящих

Краеведческий семинар

4 марта 2010 г.

«Краеведы и водлозеры, история родного края. 90-летию Республики Карелия посвящается».
 
1 марта, в рамках проекта «Школа в национальном парке», состоялся  краеведческий семинар. Куганаволокская школа  и Национальный парк «Водлозерский» принимали гостей из Пудожского района.
  В семинаре приняли участие учителя из девяти школ Пудожского района, сотрудники НП «Водлозерский», представители администрации Пудожского района, работники Дома творчества г.Пудожа, музыкальной школы г.Пудожа.
 Давние партнеры: НП «Водлозерский» и школа д. Куганаволок рассказали о  своем  опыте совместной работы по изучению родного края.
  За последние годы определились основные направления историко-краеведческой деятельности школы д. Куганаволок:
- Святыни Водлозера, памятники истории и культуры
- История семьи в истории поселений
- Музыкальный фольклор Водлозера
- Боевая слава водлозер
- История ремесел, промыслов Водлозера
- Традиционные Водлозерские праздники
- Школьная летопись.
   Учитель русского языка и литературы Пахомова Т.В. 12 лет назад на уроках развития речи впервые стала использовать краеведческий материал. Итог её многолетней работы – активное участие молодых водлозеров в освоении таких ремесел как шитье лодок, плетение корзин, изготовление санок-дровней, вязание сетей, изготовление мереж. Учителя отметили, что в своей работе они используют результаты научных исследований сотрудников парка.
Участники фольклорной группы «Водлозеры» исполнили несколько традиционных водлозерских песен. Звонкие голоса и веселые частушки водлозерских девчонок порадовали гостей. Ребята рассказали о своих исследованиях по изучению традиций, быта, промыслов и ремесел Водлозера. Учащаяся 8-го класса Пименова Диана познакомила присутствующих с тонкостями приготовления Водлозерского рыбника. Учащиеся 6-го класса Захарова Ирина, Епишина Александра, Левина Аня  рассказали о работе над словарем Водлозерских слов и выражений. Живой интерес у участников семинара вызвало исполнение узывочной песни:
 
Водлозерская кадриль.
 
Я бежала по поженке,
Прибежала ко часовенке.
На часовенке два голубя сидит,
Один голубь часы говорит,
Другой голубь приговаривает:
Пильмасозерушка – картежники,
Загорьянушка – немытики,
Гольянишки не умеют торговать,
Только знают нашу репу воровать.
Лузанятушка – киланчики,
Калакундена – калаканчики,
Варишпельда – кошели, кошели,
Коскосалма – черныши, черныши,
Канзанаволочана – безбожники,
Колгострова – рыкуны, рыкуны,
Пелгостровушка – веревочники,
Рагунова – катанежники,
Путилова – голзуны, голзуны,
Половина – шалгачи, шалгачи,
Чуяльчана – лапотаюшки,
Великострова – непытаюшки,
Охтамострова – бесенятушки,
Маткалахтяна – монахи,
Однозубные рубахи.
Я бежала по поженке,
Прибежала ко часовенке.
На часовенке два голубя сидит,
Один голубь часы говорит,
Другой голубь приговаривает:
Обзывались, обзывалися,
В Куганаволок собралися,
В Куганаволок собралися,
Водлозерами назвалися.
 
Эстафету от школьников принял национальный парк. Сотрудник научного отдела парка с.н.с , кандидат исторических наук Логинов Константин Кузьмич отметил важность работы краеведов на местах, и ее необходимость для написания серьёзных научных трудов.  Тема его будущей книги  «Поселения Водлозера. История, география, этнография, топонимика» нашла отклик у пудожских краеведов. Материалы по Пудожскому району, предоставленные Константином Кузмичем, будут полезны в работе учителей краеведения.
Не меньший интерес вызвало выступление с.н.с Червяковой Натальи Владимировны, заведующей сектором культурного наследия НП «Водлозерский», об истории поселений на Водлозере, истории Юрьегорского монастыря и житии Святого Диодора Юрьегорского.
Полезным было посещение визит-центра НП «Водлозерский». Уроженка Водлозера, сотрудник отдела экопросвещения и туризма Белкина Наталья Алексеевна рассказала о своем опыте работы с детьми по изучению и сбору информации о поселениях Водлозера,  по составлению родословных семей.
Участники семинара высоко оценили совместную работу школы и Национального парка  «Водлозерский», высказали пожелание приехать на территорию Парка в сентябре месяце и сделать эти встречи традиционными.