Поселение Гость-наволок на Водлозере водлозерами иногда называлось как «Гоев»-наволок. Первое письменное упоминание о Гость-наволоке, как и о большинства населенных пунктов Водлозерья, содержится в «Писцовой книге Обонежской пятины» 1553 года1. В 1563 году это была самая обычная для ХVI века однодворная деревня. Однако в народных преданиях водлозеров Гость- наволок выделяется особо. Считается, что основателем ее стал не просто какой- нибудь крестьянин земледелец, а человек, переселившийся на берега Водлозера из самого Великого Новгорода под видом купца или, как тогда говорили торгового «гостя»2. Отсюда, якобы, и пошло название этой деревни на Гоев- наволоке. Настоящим горожанинином, новгородским купцом, правда, как сообщает предание, он не был, а был всего лишь купеческим приказчиком, управлявшим от имени купца его торговыми операциями. И привела его в эти края не внезапно вспыхнувшая любовь к этим краям, и даже не любовь земная, а попытка укрыться в местной глуши от совершенного им преступления. Согласно преданию, приказчик позарился на деньги своего хозяина, убил его темной ночью, и был таков. Зарывать деньги в кубышку он не стал, видимо, очень уж привык пускать их в оборот. На эти деньги приказчик закупил чуть ли не по всему Пудожью скот и раздал его, как сейчас бы сказали, в аренду местным жителям. Для переработки большего количества получаемого в счет уплаты за аренду молока он нанял батраков, построил сыродельни в Гость - наволоке, в устье Илексы, на Лоппин-наволоке и в Подсиговце. Сыр там выделывали не современного типа, а традиционный деревенский. Для этого творог отжимали, высушивали на противнях в печи и подсаливали, чтобы не портился. Рынок сбыта был неограниченным, поскольку в Поморье тогда царил настоящий солеваренный бум, и надо было чем-то кормить большое число наемных работников Соловецкого монастыря. Столь активная хозяйственная деятельность не осталась незамеченной из Новгорода. Приказчик был изобличен, закован в кандалы и отправлен на расправу в метрополию. Картина того, как конфискованных коров гнали в Новгород по льду заснеженного Водлозера, врезалась на века в историческую память водлозеров. Когда передовое животное достигло деревни Кургилово, в Гость наволоке только- только ступило на лед озера последнее животное. После ареста новгородского приказчика поселения на месте его сыроделен в нижнем течении Илексы запустели, его же потомки от жены водлозёрки остались проживать в Гость-наволоке.

Еще раз в исторических преданиях Водлозерья жители Гость-наволока «отметились» уже в 1620-х годах, когда не позволили будущему основателю Юрьевогорской обители обосноваться рядом со своей деревней. Хорошо еще, что не избили его, как кенозерские крестьяне. Но выставили святого человека довольно грубо, даже не накормили его, хотя угостить, чем Бог послал, «дорожного человека» их обязывала общая для всех народов Русского Севера народная традиция. Тогда-то и сказал старец свои крылатые слова в отношении деревни Гость-наволок: «Быть же сему месту святу не пусту и не богату». Затем, якобы, встал на берегу на камень («след» от его ноги на этом камне потом еще долго показывали приезжим в качестве «доказательств» его реального пребывания в Гость-наволоке), и, словно ангел или кудесник, по воздуху полетел на Илексу. Жить люди в этой деревне и впрямь стали неважно. В 1871 году, когда туда прибыл известный исследователь русский натуралист и И.С Поляков, деревня Гость-наволок считалась самой бедной деревней на Водлозере.

Исторические предания народа не всегда верно отражают реальную действительность. Мы не знаем, когда точно возникла деревня на Гоев-наволоке и кто ее основал. Точную информацию дают только письменные источники. По свидетельству И.С. Полякова в 1971 году в Гость-наволоке было всего три двора, причем на всю деревню имелась всего одна лошадь, а коров не было ни одной. В 1905 году в этой деревне насчитывалось уже 7 дворов (один из восьми домов был не жилым). Мужского полу в деревне числилось 15 человек, женского 23, лошадей 4, коров 5, овец 9. В советское время подворная статистика полностью не публиковалась, приводилась лишь численность населения деревень. Из нее следует, что в 1926 году в Гость-наволоке было 30 человек, в 1933 году —19 человек, а в 1957 году деревня была ликвидирована, ее жителей перевели в Канзанаволок.



1 Писцовые книги Обонежской пятины 1496 и 1563 года. Л., 1930, С.171.
2 Научный архив Карельского научного центра РАН (далее - НАКНЦ), фонд 1, опись 6, д.490, Л.46
3 НАКНЦ, ф.1,оп,6, д.628, Л.30-31.
4 Червякова Н.В. «Вера крещеная» и «заветная» земля: чему и как поклонялись водлозеры //Национальный парк «Водлозерский»: природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск, 2001, С.282.
5 Поляков И.С. Три путешествия в Олонецкую губернию. Петрозаводск, 1991, С.135.
6 То же.
7 Список населенных мест Олонецкой губернии по сведениям за 1905 год /сост. И.И. Благовещенский. Петрозаводск. 1907, С.248-249.3 Логинов К.К. Этнолокальная группа русских Водлозерья. М., 2007, С.241.