История Водлозерского края


ИСТОРИЯ ВОДЛОЗЕРСКОГО КРАЯ.

Обширная территория Национального парка «Водлозерский» имеет богатое культурно-историческое наследие, уходящее корнями вглубь веков. Удаленность от крупных центров цивилизации и труднодоступность Водлозерского края веками способствовали сохранению архаичных пластов его народной культуры, в том числе богатой фольклорной традиции. Эта особенность привлекает внимание многих современных исследователей истории, этнографии и архитектуры Русского Севера. В парке с момента его создания в 1991 году целенаправленно ведется научная работа по изучению истории и древностей Водлозерья, организуются регулярные тематические научно-практические конференции, которые собирают специалистов из разных областей. Сотрудники парка участвуют в комплексных экспедициях, которые устраиваются совместно с научными исследовательскими учреждениями Петрозаводска и Санкт-Петербурга для сбора историко-этнографических материалов и выявления новых объектов культурно-исторического наследия.

Заселение Водлозерского края.

Первичное освоение Водлозерских земель человеком началось уже в период мезолита (среднего каменного века), от которого здесь остались археологические стоянки, свидетельствующие об активной деятельности водлозерских первопоселенцев. Археологическое изучение Водлозерья продолжается с 1965 года, когда была организована экспедиция Института языка, литературы и истории Карельского филиала АН СССР (ныне ИЯЛИ КарНЦ РАН), в состав которой входили известные карельские ученые Г.А. Панкрушев, А.В. Анпилогов, А.П. Журавлев, В.Ф. Филатова. Археологические работы вели Г.А. Панкрушев в 1966–1967, 1972 и 1974 годах; В.Ф. Филатова в 1967, 1970 и 1972 годах; А.П. Журавлев в 1982 году. Полное обследование Водлозерского края с крупномасштабными раскопками проводил в 1981–1993 годах Водлозерский археологический отряд КарНЦ РАН под руководством М.Г. Косменко при участии петрозаводских археологов И.С. Манюхина и А.М. Спиридонова. К настоящему времени в бассейне озера Водлозеро известно более восьми десятков объектов, которые содержат материалы девяти типов археологических комплексов. Наиболее изучены древности эпохи бронзы – раннего железа и раннего средневековья, отчасти неолитические – энеолитические, менее всего – мезолитические, характеризующие первичное освоение Водлозерья.

На территории Водлозерья сегодня открыты шесть памятников эпохи мезолита (среднего каменного века). Мезолитические артефакты представлены ножевидными пластинками, скребками, резцами, наконечниками стрел из сланца, кварца и кремня. Памятники датируются второй половиной VI тыс. до нашей эры. По основным показателям – технике и технологии изготовления орудий, их типологии по ассортименту – комплексы мезолитических памятников Водлозерья входят в один круг с археологическими объектами среднего каменного века, известными в бассейне Онежского озера, и составляют с ними единую онежскую мезолитическую культуру. По мнению археологов, миграцию довольно крупной группы населения с берегов Онежского озера в Водлозерье в эпоху мезолита обусловили следующие факторы: увеличение плотности населения и необходимость освоения новых земель, близких по экологии и легкодоступных; ослабление межобщинных связей после прекращения в начале VI тыс. до нашей эры функционирования Оленеостровского могильника – единого места погребения умерших сородичей; изменения в климате из-за глобального потепления. Выявленные археологические материалы говорят о том, что первые люди в Водлозерье появились на этапе позднего мезолита, хотя нельзя исключать освоение его территории в более ранний период, но в рамках эпохи среднего каменного века. 

На Водлозере располагается самое большое в Карелии известное скопление археологических памятников эпохи начала Средневековья. Комплексы и отдельные находки вещей зафиксированы в 15 пунктах. Почти все они связаны с многослойными поселениями, в культурном слое которых представлены более ранние древности каменного века и эпохи раннего металла. Большая часть средневековых памятников Водлозерья была открыта в 1980–1990-х годах экспедицией ИЯЛИ КарНЦ РАН. Изученные объекты находятся близ устьев рек, впадающих в Водлозеро. Средневековые находки представлены фрагментами лепной керамики, обломками ножей, железными наконечниками стрел, рифлеными и глазчатыми бусинами, бронозвыми подвесками-уточками, пряжками, кусками обожженой глины и пр. Отдельного упоминания заслуживает уникальная бронозовая фибула, найденная в раскопе на археологической стоянке Илекса III. Фибула происходит с территории Юго-Восточной Финляндии и датируется в рамках X – начала XI века. 

На основании полученных данных археологи полагают, что Водлозерье неоднократно заселялось на протяжении конца I – начала II тыс. нашей эры и характеризуют его средневековые памятники как кратковременные, вероятно сезонные промысловые стойбища. По материалам археологических раскопок с рубежа первого и второго тысячелетия нашей эры в Водлозерский край активно проникают носители вепсского языка. Позднее при участии русских переселенцев из новгородско-псковских и ростово-суздальских земель в Водлозерье сформировалась уникальная этнолокальная группа русских, имевших самоназвание водлозеры. Наверх 

Водлозерский край в XV–XVIII веках.

По реке Водла и ее притокам в Средние века проходил оживленный водно-волоковый путь, проложенный предприимчивыми новгородцами из Обонежья к Белому морю. После потери Великим Новгородом независимости в 1478 году и присоединения его земель к Московскому государству северо-восточные маршруты, ведшие к Заволочью, после изменения направлений торговых путей были постепенно заброшены. В XVI столетии реки Илекса и Нюхча сохраняли местное транспортное значение: по ним через Водлозерье в южные районы России доставлялась беломорская соль.

В XV – начале XVIII века значительные пространства, расположенные к востоку и северо-востоку от Онежского озера, входили в состав Рождественского Водлозерского погоста-округа Обонежской пятины. Он включал целиком бассейн реки Илекса, протекающей по нескольким озерам (Ик, Лузское, Ламбужное, Тунозеро), Водлозеро и верховья реки Водлы. Первое сохранившееся систематическое описание многочисленных поселений, существовавших в крае, содержится в писцовой книге 1563 года. Сложившаяся к тому времени система расселения внутри погоста-округа на многочисленных островах и берегах Водлозера пребывала почти в неизменном виде до начала прошлого столетия. «Островная цивилизация» водлозеров являла собой яркий пример гармоничного сосуществования человека и природы на протяжении многих десятилетий.

В XVII веке финансовыми и судебными вопросами Заонежских погостов заведовал приказ Новгородской четверти (или Новгородская четь, Новгородский приказ) – одно из главных московских государственных учреждений, собиравшее с тяглого населения многочисленные прямые и косвенные налоги. Административный центр Обонежья изначально располагался в Оште (ныне Вытегорский район Вологодской области). В середине XVII в. пограничный со Шведским королевством край получил отдельного воеводу. В «порубежной крепости» Олонец, построенной в 1649 году, была учреждена приказная изба. Объединенные Заонежские и Лопские погосты образовали отдельный территориальный округ – Олонецкий уезд. В церковных делах население Рождественского Водлозерского погоста, как и всего Обонежья, подчинялось архиепископу Новгородскому и Псковскому (с учреждения патриаршества в 1589 году – митрополиту Новгородскому и Великолукскому). В Новгород к архиерейскому двору ездили за святительскими грамотами на строительство церквей и монастырей, здесь получали антиминсы для новых храмов, рукополагались во священство.

Бревенчатые храмы Пречистенского прихода, освященные в честь Рождества Богородицы и апостолов Петра и Павла, стояли на высоком острове Большая Пога в юго-западной части Водлозера. «Выставочный» Ильинский храм, срубленный во второй половине XVI века на острове Малый Колгостров в северной части Водлозера, стал духовным центром более освоенной восточной части Водлозерской волости, которая вместе с Черевским волоком и поселениями по левому берегу Водлозера от устья Илексы до истока реки Вамы отошла по воле русского царя Ивана IV к «опричному» Каргопольскому уезду. Ильинский погост на острове Малый Колгостров в наши дни по праву называют архитектурной жемчужиной Водлозерья. Его главное украшение – старинная деревянная церковь во имя пророка Илии с двумя приделами Успения Божией Матери и Василия Кесарийского, построенная водлозерами в 1798 году. До сих пор ее окружает уцелевшая и отремонтированная бревенчатая ограда, которая послужила прекрасным образцом для советских реставраторов, работавших на острове Кижи.

По легенде, бытовавшей среди местных жителей, первый храм на Водлозере был поставлен на Онгиловой горе в Коскосалме, куда спустился ангел с огненным мечом для устрашения живших там язычников, которые затем приняли крещение. В наши дни на холме Онгилова гора расположена часовня во имя великомученика Димитрия Солунского, построенная в конце XVIII или первой половине XIX века. Ее предшественница, как считают выходцы из деревни Коскосалма, сгорела в царствование Ивана IV Грозного. Первое упоминание Онгиловой горы содержится в «порядной», составленной после 1547 года крестьянами Иваном и Семеном Петровыми с келарем Кириллова монастыря на рыбную ловлю. В документах XVI века нет указаний на часовню или церковь в этой деревне. В 2012 году на холме Онгилова гора возле северной стены часовни Димитрия Солунского Североевропейским палеоантропологическим отрядом МАЭ РАН (Кунсткамера) под руководством И. Г. Широбокова велись разведочные работы. Здесь были обнаружены следы погребального памятника эпохи позднего средневековья. Его планируемое изучение с целью получить новый краниологический материал позволит в будущем уточнить антропологический состав.

На территории Рождественского Водлозерского погоста-округа в XVI – первой половине XVIII века существовал известный и почитаемый на Русском Севере Троицкий Юрьегорский монастырь – одна из наиболее труднодоступных обителей России, находившаяся на небольшом таежном озере, окруженном непроходимыми болотами. Его построил соловецкий постриженик, преподобный Диодор Юрьегорский (умер в 1633 году). Еще при жизни основателя, пользовавшегося активной поддержкой первого царя династии Романовых Михаила Федоровича, с помощью богатых московских жертвователей были возведены деревянные Троицкая и Введенская церкви. Мужской монастырь был закрыт по секуляризационной реформе 1764 года, проводившейся при Екатерине II. Месторасположение в бездорожном и редконаселенном таежном уголке Водлозерского края, вдали от шумных дорог и мирских поселений, наложило отпечаток на историческую судьбу Троицкого Юрьегорского монастыря, существовавшего около ста сорока лет. Он не стал крупным вотчинником. Его настоятели, состоявшие в скромном звании «строителей», не принимали видного участия в епархиальной жизни. Изначально заявив о себе как «сугубом молитвеннике» за царскую семью, в последующие десятилетия пустынь преподобного Диодора не была занята «стяжательством», не прирастала новыми землями и по материальному достатку не отличалась от других малых обителей Русского Севера. В ее владении находилось не более десятка крестьянских дворов в вотчинных деревнях Луза, Коркала, Калгачиха, Голья гора и на Колгострове. Юрьегорские монахи не имели соляных варниц, морских семужьих тоней, монастырских подворий в крупных селах и городах. Достичь заметного процветания, занимаясь только «рискованным» хлебопашеством на скудных северных землях и рыбной ловлей в небольших лесных озерах, было невозможно. Несмотря на то, что Юрьегорская обитель оставалась почти недоступной большую часть года, а нелегкие паломнические пути к ней насчитывали десятки верст, она всегда являлась центром духовной жизни местного крестьянского сообщества.

После закрытия Юрьегорского монастыря на его бывших землях образовались Юрьевогорский и выделившийся из его состава в середине XIX века Калгачинский приходы Онежского уезда Архангельской губернии. По рассказам старожилов, Троицкая церковь, построенная прихожанами вместо сгоревшей монастырской в 1795 году, была разобрана во время Великой отечественной войны на дрова для печей местного сельсовета. К концу XX века в народной памяти водлозеров оставалось лишь одно косвенное свидетельство о Диодоре Юрьегорском в рассказе о некоем монахе, который хотел основать монастырь около деревни Гостьнаволок. Старца, переплывшего Водлозеро на большом камне с изображением креста, деревенские жители встретили враждебно и прогнали его. В адрес крестьян Гостьнаволока тот произнес хорошо известные старожилам водлозерских деревень пророческие слова: «Быть же сему месту святу не пусту и не богату».

В годы Смуты население Водлозерья пострадало от бродивших по берегам Онежского озера разбойничьих шаек. Укрепленный острог на острове Пога, возведенный вокруг церквей в 1612 году и обороняемый отрядом стрельцов и пушкарей, не подвергался нападениям, однако многие беззащитные водлозерские деревни были сожжены. По данным писцовых книг, Рождественский Водлозерский погост-округ оказался в числе наиболее разоренных (вместе с Олонецким, Оштинским и Вытегорским погостами) и самым запустевшим в Обонежье. В народной памяти водлозеров остались красочные предания о «панах». Одно из них рассказывает о «большой битве» с ними, произошедшей у Канзанаволока.

Водлозерский край – один из важных центров старообрядчества на Русском Севере. Во второй половине XVII века на территории Водлозерского и соседних Пудожского и Андомского погостов-округов существовали Водлозерская, Богоявленская Рогозерская, Ефросинова Курженская и другие пустыни ярых противников реформы богослужения, бежавших от «никоновой ереси». К востоку от Юрьевой горы в местечках Кривой пояс, Янгоры и Великие озера находились староверческие поселения, возникшие в начале 1680-х годов. Они жестоко уничтожались стрелецкими отрядами в ходе карательных походов, но спустя некоторое время возрождались приверженцами «древлего благочестия».

В середине 1670-х годов на острове Белом на Водлозере был устроен староверческий скит, где селились странствующие монахи, скрывавшиеся от преследования властей. Несколько лет в этом скиту жил знаменитый старец Корнилий Выговской – главный идеолог создания Выговского общежительства. Островной скит просуществовал не более десяти лет, но сыграл значительную роль в укреплении старообрядческий настроений в округе. По народным преданиям, сильным оплотом старообрядчества на Водлозере были деревни Большой Куганаволок и Чуяла.

Народны предания Водлозерья, записанные в конце ХХ века, относят к староверческим обителям Троицкий Юрьегорский монастырь, а ведшую к нему тележную дорогу, которая в наши дни сохранилась в нижнем течении Илексы на участке от Новгуды до Калакунды, называют старообрядческой. В известных документах нет никакой информации о непосредственном вовлечении юрьегорских монахов в активную борьбу с новшествами. По-видимому, Юрьегорский монастырь, бывший местом «царского богомолья» и освобожденный правительством от части пошлин, оставлся все время новообрядным. Что касается названия тележной дороги, бытовавшего среди населения Водлозерья, то ею действительно пользовались староверы из скитов, расположенных к северо-западу от Юрьегорского монастыря. Наверх 

Водлозерский край в XIX – начале ХХ века.

В 1802 году при образовании Олонецкой губернии часть территории будущего Национального парка «Водлозерский» вошла в состав ее Водлозерской волости Пудожского уезда, а другая – Калгачинской волости Онежского уезда Архангельской губернии. Более крупная и населенная Водлозерская волость Олонецкой губернии разделялась на три сельских общества, центры которых находились в Куганаволоке, Канзанаволоке и Пильмасозере.

В состав Канзанаволокского сельского общества входили деревни: Канзанаволок, Колгостров, Михайловская (Вачалова), Костин двор, Коскосалма, Подгорье, Огнилова гора, Кургилово, Варишпельда, Рахкойла, Гостьнаволок, Калакунда, Гумарнаволок, Охтам-остров, Пелгостров, Быковская (Наволок), Рагунова, Путилова, Водлозерско-Ильинский погост. К Куганаволокскмоу обществу относились деревни: Большой Куганаволок, Малый Куганаволок, Великостров, Чуяла, Вавдиполе, Вама (Онуфриевская), Боровой порог, Вамский порог, Кузестров, Маткалахта, бостилова, Кевасалма, Большая Пога, Малая Пога, Выгостров, Рагнозеро, Сердечкина избушка, Водлозерско-Ильинский погост. Пильмасозерское общество включало деревни: Пильмасозеро, Келкозеро, Укшезеро-Пески (Укшезерское Устье), Янгозеро, Кукамос-озеро, Паезеро, Егозеро, Светлозеро, Гольяницы, Загорье (Голья Гора), Луза.

Во многих водлозерских деревнях стояли небольшие деревянные часовни, построенные на средства «сельского мира». Каждая такая часовня была важным духовным центром для локального крестьянского сообщества. Деревенские жители любили широко отмечать часовенные праздники – дни памяти тех святых, во имя которых были поставлены их часовни. В настоящее время на Водлозере и в его ближайших окрестностях сохранились 12 часовен. Все они являются памятниками архитектуры регионального значения, которые предоставляют современным исследователям замечательную возможность изучать развитие местных традиций деревянного зодчества. Некоторые часовни – «заветные», и водлозеры до сих пор оставляют в них приношения для исцеления от разных болезней.

Престольные праздники двух главных водлозерских храмов, Петров (12 июля по новому стилю) и Ильин (2 августа) дни, стали важнейшими для жителей Водлозерья. Апостол Петр, которому был посвящен зимний храм на острове Пога, считается покровителем рыбаков, которому молятся об удаче на рыбном промысле. Этнограф Вера Николаевна Харузина, побывавшая на Водлозере в 1887 году, вспоминает в путевых очерках: «Только в Петров день <…> стекаются сюда Водлозеры в огромном количестве, несмотря ни на какую погоду. <…> Пестрая толпа после обедни рассыпается по всей горе; располагаются на траве с припасами, привезенными из дому; другие, неся с собою свои кушанья, между прочим, морошку, идут плакать на могилы родных». 

В конце XIX века среди водлозеров сохранялось предание о том, что когда-то на Петров день у Пречистенской церкви совершалось древнее жертвоприношение лося, которого позднее сменил бык: «Сюда, на Пречистенский погост, говорит предание, ежегодно в этот день к самой обедне прибегал лось; его закалывали и ели все, пришедшие на праздник. Лось давно перестал прибегать на жертвоприношение; его заменили быком, которого приводили прихожане – но и этот обычай уже вывелся и живет только в предании…». Подобная традиция была связана и с престольным праздником на Ильинском погосте, где приводившийся бык также съедался на общей трапезе. Ветхозаветный пророк Илия в народных представлениях всегда выступает распорядителем, «держателем» грозы и молнии, повелевающим дождем. Крестьяне обращались к нему с просьбами о хорошем урожае. Водлозеры считали его своим особым небесным покровителем. Наверх 

Водлозерский край в советское время.

Традиционная водлозерская система расселения и хозяйствования в советский период были безжалостно разрушены. Государственная политика ликвидации «неперспективных» деревень привела к глубокому демографическому спаду и резкому сокращению численности жителей. Если в начале ХХ века на берегах и островах Водлозера располагалось до сорока поселений, то спустя столетие этот край почти обезлюдел. Наверх 

Водлозерье в наши дни.

Основное постоянное население Водлозерья в наши дни сосредоточено в деревне Куганаволок, связанной шоссейной дорогой с районным центром – городом Пудожем. С 2003 года в обновленном Ильинском храме на острове Малый Колгостров снова проводятся богослужения клириками Петрозаводской и Карельской митрополии. С 2006 года на Малом Колгострове действует мужской монастырь – Свято-Ильинская Водлозерская пустынь.

За время существования Национального парка «Водлозерский» четыре часовни на Водлозере были восстановлены с использованием старинных плотницких технологий на средства привлеченных благотворителей: на острове Рагуново, в Канзанаволоке, Варишпельде и Колгострове. В 2001 году на Юрьевой горе, на месте алтарной части разрушенной Троицкой церкви работниками парка был установлен памятный поклонный крест, освященный настоятелем Ильинского Водлозерского погоста иеромонахом Нилом (Савленковым). В 2013 году на Юрьевой горе появился новый бревенчатый Троицкий храм, возведенный по проекту московского архитектора Андрея Борисовича Бодэ. Предварительно здесь проводились раскопки под руководством московского археолога Алексея Викторовича Алексеева, которому удалось обнаружить погребение преподобного Диодора Юрьегорского. Разновременный материал раскопок и натурного обследования территории монастырской усадьбы позволил историкам скорректировать и насытить конкретными деталями нередко расплывчатые сообщения рукописных документов, а также помог локализовать жилые и хозяйственные постройки исчезнувшего монастыря. Наверх