Специалист парка проехал по территории для разработки нового туристского маршрута

9 августа 2018

В самый пик летнего сезона специалист по туризму Онежского филиала Водлозерского парка Роман Шиликов отправился в путешествие по заповедной территории. Целью поездки стала разработка нового туристского маршрута. 

Почти полное отсутствие дорог и чрезвычайно высокая заболоченность делают эту территорию труднодоступной. Однако в северной части парка есть лесная дорога, по которой можно добраться практически до самой реки Илексы. Маршрут Романа как раз по ней проходил: он стартовал из поселка Валдай до малоизвестного кордона «Пелозеро».  Здесь специалист прошел по Пелозерской тропе и побывал у древнего Кирического вулкана. О том, как это было, читаем путевые заметки Романа Шиликова.

*****

Онежская часть Водлозерского парка – настоящая «сибирская тайга». С одной стороны – это гигантские массивы бореального леса, развивающиеся естественным образом уже 9 тысяч лет со времен последнего оледенения. С другой – головная боль путешественника. Дикая природа и дороги с удобствами – вещи несовместимые. Топи и дикие чащи, как и само положение территории, окружающей Илексу, определяют основную направленность туризма – водный.

Однако, есть на карте Парка одна малоизвестная точка – Пелозеро. Отсюда вглубь территории уходит единственная в северной части лесная дорога, а это не только удобная заброска водников, но и возможность приехать на несколько дней в самую дикую часть ООПТ на личном автотранспорте. Именно сюда я отправился в конце июня, собирая материалы по своей работе.

Ближайший к Пелозеру населенный пункт – поселок Валдай, где находится контора Пудожского лесничества Парка. Здесь можно получить разрешение на посещение территории и зарегистрировать поездку.

Кордон «Пелозеро»

Пелозеро расположено у границы Парка. На его берегу, окруженный с трех сторон обширным болотом, укрылся одноименный кордон.

Пограничье верхового болота и коренного леса –характерная особенность этой местности. В июне период цветения типичных северных видов: толстая подушка сфагнума утыкана белыми кисточками пушицы, цветет морошка, вахта, багульник…

От грунтовки к кордону простелена деревянная мостовая длиной около километра. Прогулка по ней приятная, на большом открытом участке ветер отгонят гнус. А идти, не выдирая ноги из чавкающей жижи и не проваливаясь по колено, сплошное удовольствие.

В конце тропы мост через небольшой ручей. Далее кордон, который состоит из нескольких построек: изба, где проживают инспектора, баня, несколько хозяйственных помещений. Чуть в стороне - тропа, выходящая к озеру. Посетители обычно размещаются в небольшом турприюте на 3-4 места или везут с собой палатки. Особых удобств нет – это дикая тайга. Готовка в дровяной печи или на костре, туалет – отдельная деревянная будка, электричество – не предусмотрено, связь – только по рации. И, тем не менее, гости сюда приезжают: пожить среди нетронутой природы, отдохнуть от города и гаджетов.

У меня с собой фотоаппарат и горячее желание заснять местную фауну. Расспрашиваю инспекторов:

- А дикие животные здесь есть?

- Завтра сам увидишь, медведя покажем. На той стороне озера, как-то видели, росомаха дурковала. Лоси есть, олени иногда приходят. Весной на тока сходить можно.

- А птицы, орлан-белохвост?

- И орлан есть, и лебеди, с утра на озеро посмотри. Орлана-то вороны гоняют. Ворона здесь –самая главная птица. Пару лет назад кобчик одну сбил прямо на воду. Так стая налетела, не дали подобрать.

От кордона в лес уходит едва заметная тропка длиной метров 700. На некоторых деревьях характерные зарубки – раньше здесь была смолокурня. Тропа идет по длинному холму. Похоже, наследство от ледника. Лес старый, перестойный, сухой. Типичный северный сосняк-брусничник. Некоторые деревья унизаны свисающими лишайниками, бриорией и уснеей. Говорят, что это показатель чистого воздуха,  уснея крайне чувствительна к примесям в атмосфере. Но в то же время, это значит, что деревья ослаблены, эти лишайники – паразиты.

В Парке проводятся биотехнические мероприятия, направленные на создание благоприятных условий для животных и улучшение их кормовой базы. Рядом с началом тропы расположен солонец для лося. Эти копытные очень зависимы от поступления в организм минеральных веществ: самцам соли нужны для формирования прочных рогов, самкам – для вынашивания здорового потомства. Находящийся здесь солонец необычный. В отличие от стандартных лежачих колод, этот – вертикальный. Сверху пластиковое ведро, под которое помещается соль. Соль пропитывает древесину и выступает по краям ствола.

Через пару сотен метров дальше по тропе виднеется старое порхалище для боровых птиц. Здесь они принимают песочные ванны и заглатывают мелкие камни. У тетеревиных растительная диета, и жесткая клетчатка перетирается прямо в желудке, с помощью таких гастролитов.

Здесь произошла одна неожиданная встреча – в паре метров от тропы свернулась клубком гадюка. Несмотря на июнь месяц, температура невысокая, около пяти градусов. Из-за этого змея была вялая и позволила себя сфотографировать с разных ракурсов.

Конец тропы немного не доходит до болота. Здесь оборудован простенький стол со скамейками.

Киричский вулкан

Одним из интересовавших меня в этой поездке объектов были останцы древнего Киричского вулкана, расположенные примерно в 10 км от Пелозера. Он интересен своей сохранностью, в то время как от других вулканических построек этой зоны остались лишь незначительные фрагменты или магматические камеры – корни вулкана.В обнажениях хорошо выражены реликты, образованные вулканическими породами, а также разнообразные осадки, природа которых связана как с водными бассейнами, так и с ледниковой деятельностью того времени.

Жизнь Киричского вулкана началась примерно 2,5 млрд. лет назад в сидерийском периоде Протерозойской эры. В это время происходило погружение данного участка под воду, с образованием неглубокого водоема. Очевидно, мелководного моря, на дне которого и произошло первое изливание лавы. В настоящее время, лава сохранилась в виде выходов сланцев насыщенных миндалинами включений размером до 0,5 см.

Вероятно, что вскоре после образования вулкан на длительное время ушел под воду, о чем говорит дальнейшая замена миндалекаменных лав на подушечные, которые формируются в исключительно водных условиях. Подобный тип лавообразования наблюдается и в наше время, например, на дне Тихого океана.

Дальнейшая история вулкана характеризовалась активной тектонической деятельностью, постоянным колебанием поверхности над уровнем моря и изменением степени наполняемости кратера водой. Он на протяжении бессчетного числа лет то гордо возвышался над ландшафтом, то снова прятался в океане.

Деятельность Киричского вулкана начала затухать к концу сидерийского периода. В это же время, около 2,3 млрд. лет назад, наступило первое глобальное оледенение, вызванное повышением уровня кислорода, выделяемого в атмосферу первыми фотосинтезирующими организмами. Лед на 300 млн. лет сковал практически всю поверхность планеты. Этот период развития планеты назвали «Земля-снежок».

От Пелозера до останцев вулкана добирались на УАЗе. Через десять минут после выезда встретили на дороге медведя. Инспектор притормозил и показал на тонкие стволы кустарника, лежащие на дороге:

- Видишь ива у дороги сломана? – указал он. – Сейчас медленно поедем, посмотришь на наше зверье.

Медведь сидел у дороги, удивленно уставившись на нашу машину. Я приготовил фотоаппарат, но расстояние для съемки было слишком велико. Водитель аккуратно тронул машину вперед. Но мишка встряхнулся и рванул в придорожные кусты.

- Не желает фотографироваться. Медведь молодой, любопытный. Первый раз встретились два года назад. Вечером сидим в избушке, а он к нам в окно заглядывает. Так и познакомились. Сейчас осторожнее стал, нас стороной обходит.

Следующая остановка называется Родник. Естественный выход грунтовых вод на поверхность – не самое распространенное явление в этой местности.

- Мы тут воду берем, иногда еще лоси на водопой приходят, - комментируют инспектора.

От Родника проехали два-три километра и вышли из машины. Дорога идет дальше, но заметно, что неезженая. Песок скрыт под листовым опадом, между колеями разрослись ива и рябина. По сторонам березняк. В глаза бросается разнообразие травянистой растительности – смесь черничника и высокотравья. 

- Видишь ива погрызена. Мы называем это место «Лосиный тракт», - поясняют инспектора. –Раньше здесь рубки были. Сейчас, если где-то рубят, то на это место сосну высаживают. Раньше такого не было, вот и разрослись ива с березой. Лоси здесь «табунами» ходят, откармливаются.

- Да, «Лосиный тракт к жерлу вулкана».

И правда, дальше начали попадаться лосиные следы и помет, а почти все ивы высотой более полутора метров погрызены. Очевидно, это место очень популярно у сохатых.

Удивительно, как вмешательство человека вызвало новый виток развития экосистемы. На месте бедного перестойного ельника появилось богатое сообщество, снабжающее животных большим количеством пищи.

По «тракту» шли около километра, потом свернули. На пути стали возникать выступы скальника, поросшего мхом и лишайником. Это древняя застывшая лава, где-то слоистая, где-то образующая высокие вертикальные стены.

Поднялись на ближайшую возвышенность. Дальше – резкий уклон вниз. Мы на самом высоком месте, почти на уровне верхушек деревьев. Отсюда открывается отличный вид на окрестности. Спрашиваю у инспекторов, где же жерло. Показывают, на раскинувшееся до горизонта болото. Позже выяснил, что было несколько центров излияния на территории, охватывающей северную часть Парка на площади примерно 1200 квадратных километров. Такое образование вполне можно назвать супервулканом.

Пелозерская тропа

Заброска в северную часть Парка –суровое испытание. Можно пойти по следам байдарочников 70-х и подняться по реке Нюхча, дальше семикилометровым волоком через озеро Кераж. Можно стандартным маршрутом от истока Илексы, озера Калгачинского, с восьмикилометровым пешим переходом через болота. Или, с многочисленными проводками, через мелководную зарастающую Олову.

Пелозеро в этом плане в выигрышном положении. На автотранспорте можно добраться практически до самой Илексы. Лесная дорога обрывается всего в 4 километрах от реки. Дальше идет Пелозерская тропа, начинающаяся у одноименной стоянки.

Она стелется около километра в ельнике, а потом выходит к большому болоту.  Вдаль уходит прямая линия деревянных мостовых. На горизонте еле видна кромка леса. Налегке этот участок можно пересечь чуть больше чем за сорок минут.

Тропа выходит к Илексе в ее верхнем течении на шесть километров выше места впадения Оловы. Тут расположена стоянка «Илекса-1», где можно отдохнуть и подготовится к сплаву.

Здесь и закончилась моя поездка на Пелозеро. Впереди долгая и кропотливая работа по анализу полученного материала, изучению теоретических источников для разработки экотропы и маршрута заброски.

Роман Шиликов