Ильинский погост на Малом Колгострове.

31 июля 2020
Мир, полный людей, полон событий. Чем больше событий, тем плотнее сжимается время.
Но есть места, где время замирает. События этого места определяют его особый ход.

В такое особенное место Водлозерского национального парка мы планировали выехать давно: здесь особая атмосфера и удивительные люди. Это Ильинская пустынь на Малом Колгострове, мужской монастырь.

Хмурое утро, прогноз безутешный: дожди на весь день и резкое похолодание.
На смену майкам и шортам из сумок снова достаем свитера и куртки.
Мы идем к причалу, где стоит наш корабль – «Сапсан». Аккуратненький и белый, как мечта, он мягко покачивается на волнах.
Наш капитан Владимир рассказывает о правилах поведения на борту, подает руку, и мы соскальзываем с высоты причала в нутро уютного кораблика.
Кто-то спрятался в носовой каюте и досматривает утренние сны, другие усаживаются по местам внутри корабля, кто-то остаётся на корме.

Наш путь лежит на север. До Малого Колгострова, где находится монастырь, двадцать километров. Кораблик уверенно преодолевает водлозерскую волну, скользит мимо островов. Остались в стороне Великостров и Шуйостров, Большая Шендема и Рагуново. Здесь находятся турстоянки, и сегодня посетители Парка укрылись от непогоды в палатках. Их пёстрые пятна выделяются на серой глади озера, среди потемневшего островного леса.

С собой у нас бинокли, и, настраивая резкость, мы наблюдаем за вьющимся от костров дымком, следим за полетом чайки и скопы, вглядываемся в расходящиеся по небосклону тучи. Справа виднеется Киньгостров – один из сакральных островов Водлозера. По преданию, это последнее место жестокой сечи чуди и новгородцев, случившейся в 12 веке. Красивым ореолом расходятся облака над святым островом!
Мы идем по приборам. Глубина под нами то полтора метра, то три с половиной. Это обычные глубины Водлозера, но есть и максимальные - до двадцати метров.

Незаметно пролетели полтора часа, и вот уже вырастает перед нами Малый Колгостров. Капитан замедляет ход, мы плавно заходим в небольшую бухту, швартуемся и выходим на берег. Здесь на острове нам предстоит провести несколько часов, и мы не заметим этого.

Наши дети мчатся к Орлику: с собой они привезли хлеба и яблок. Неспешно выходит монастырский конь к ребятишкам, тянется тёплыми губами к ладошкам, аккуратно берет угощение и, жуя, косит глазом на протянутые ребячьи руки, ласкающие большую рыжую лошадиную голову.

В монастыре нас ждут. Улыбаются, приветствуя, отец Мортирий и отец Михаил. По деревянным мосткам через еловый лес мы идем на просвет, там главное чудо Водлозерья - Ильинский тройник, две церкви и колокольня.

По преданию, на Малом Колгострове находилось языческое капище. Сюда к людям на добровольное заклание каждый год приплывал лось. Позднее, во времена Иоанна Грозного, когда территории восточной части Водлозера вошли в опричнину, на этом острове появился религиозно-административный центр, был выстроен храм. Он несколько раз менял свой облик, но главное осталось - величие, красота, надёжность.
На Русском Севере возводить деревянные постройки было быстрее и дешевле. Ильинский храм, колокольня, ограда, - все возводилось руками талантливых плотников из местного леса. По преданию, Божьим промыслом лес трижды приносило к берегам этого небольшого островка, размеры которого в длину чуть больше пятисот метров.

Чтобы зайти внутрь, на Ильинский погост, достаточно потянуть за веревочку в дверце ограды. Мы проходим и поднимаемся на крылечко, дальше в храм. Справа устроена зимняя церковь. Большая печь стоит слева, напротив небольшой иконостас. Мы проходим дальше, в молельное помещение. Пространство храма кажется огромным. Но оно не подавляет.

Перед нами трёхъярусный тябловый иконостас, его краски – киноварь, синий, желтый, золотой, - свежие, нарядные, праздничные. Иконы написаны художниками из Санкт-Петербурга Ириной и Юрием Грецкими несколько лет назад, как и грани, и медальон на потолке - церковное небо.
В местном ряду стоит икона особо почитаемого на Русском Севере пророка Ильи, образы Богородицы, Диодора Юрьегорского, соловецких святых, Зосимы и Савватия. Свечи перед иконами святых угодников зажигаются здесь в летнюю пору, когда братия монастыря начинает служить в этом Ильинском храме.

На высокую колокольню мы поднимаемся не спеша, слишком крутые и высокие ступени нужно преодолевать в полумраке.
И вот они – водлозерские дали, доступные свободным птицам. Здесь на колокольне видно далеко-далеко! На все четыре стороны. Там юг, откуда мы пришли на своем кораблике, лавируя между островов. А где-то на севере течет большая Илекса и впадает в Водлозеро.
По местному преданию, недалеко от устья реки был когда-то остров Петуний. Пришло время, и Ильинский водяной отдал его в приданое за своей дочерью. Под пение волшебного петуха остров чудесным образом плыл по волнам Водлозера, а потом исчез…

И вдруг на колокольне раздались прекрасные звуки: отец Мортирий сначала слегка, а затем все сильнее, громче зазвонил в колокола...

На Малом Колгострове время словно остановилось. А мы все ходим и смотрим: то новый зимний храм Иоанна Предтечи, то старое кладбище под вековыми елями, то место под гостевую трапезную.
Нам обязательно надо покормить коз и посмотреть, как в тепличках растут вкусные огурцы. И, конечно, удивиться чуду природы – березе «Двенадцать апостолов» с ее многочисленными и стройными, как свечки, стволами.

Нас давно уже поджидает отец Михаил, его ароматный чай мы пьем чашками, смакуем с медом и козьим сыром. Неспешная беседа, вопросы и ответы, смех и благодатная тишина – все это гармонично вливается в наши сердца, в нашу память.

Дальше нас ждут музей лодки-водлозерки и Крестовоздвиженская часовня, походы по экотропам и новые открытия. А немногочисленная братия обители будет заниматься обыденными делами: укладывать дрова и косить траву, ремонтировать ограду погоста и служить литургии, согревать чаем и дружеской беседой таких же, как и мы, странников.

2 августа братия Ильинской пустыни празднует свой престольный праздник - Ильин день.
Желаем настоятелю и братии благоденствия и процветания на многая лета!