Обитель на Юрьевой горе
Основание монастыря и его начальная историяНа современных картах Архангельской области небольшое озеро, вблизи которого в середине 20-х гг. XVII в. преподобный Диодор Юрьегорский основал свою обитель, называется Монастырским. Прежде оно именовалось Юрьевым. Окруженное со всех сторон непроходимыми болотами, это озеро и сейчас находится в уединенном бездорожном уголке заповедного водлозерского края. Когда-то здесь, по рекам Водла и Илекса, пролегал древний водно-волоковый путь, проложенный новгородцами из Обонежья в Поморье.
Земли, где поселился преподобный Диодор, в XVII в. были «государевы» и входили в состав обширного Рождественского Водлозерского погоста Обонежской пятины, граничившего с Каргопольским уездом. Первое описание погоста и двух его деревянных храмов на Водлозере – Рождества Пресвятой Богородицы и первоверховных апостолов Петра и Павла – находится в писцовой книге 1563 г., составленной Андреем Лихачевым «с товарыщи».
При Иване IV Грозном восточная часть Рождественского Водлозерского погоста Обонежской пятины была присоединена к Каргопольскому уезду и вместе с ним вошла в так называемую опричнину (1569–1571 гг.). После ее отмены административное деление водлозерского края на две части сохранялось. Церковным центром Водлозерской волости Каргопольского уезда стала Ильинская церковь, построенная крестьянами на острове Малый Колгостров.
Юрьегорская пустынь появилась почти на исходе золотой поры монастырского строительства в Обонежье и Каргополье. Самый бурный рост числа пустынных (не городских) обителей здесь приходится на XV–XVI вв., когда совершали свои монашеские подвиги ученики и последователи преподобных Александра Свирского (Никифор Важеозерский, Афанасий Сяндемский, Адриан Ондрусовский, Корнилий Паданский, Макарий Оредежский) и Александра Ошевенского (Пахомий Кенский, Нифонт Кожеозерский, Макарий Хергозерский). Многие предшественники преподобного Диодора, принявшие постриг в крупных северных монастырях, в поисках безмолвия и тишины покидали братию, чтобы для испытания своего духа уединиться в тесной келье где-нибудь среди бескрайних таежных лесов и непроходимых болот.
Не будем забывать, что история обители на Юрьевой горе начиналась в трудные годы после заключения Столбовского договора (1617 г.), положившего конец четырехлетней русско-шведской войне. В это время в Обонежье и Каргополье все еще ощущались тяжелые последствия Смуты междуцарствия. По мнению петрозаводского историка Ирины Александровны Черняковой, в конце 20-х гг. XVII в. «подавляющее большинство земель Заонежских погостов все еще продолжало лежать впусте». По данным писцовой книги 1616–1619 гг. самыми разоренными оказались погосты Водлозерский, примыкавший к Поморью; Олонецкий; Оштинский и Вытегорский. Из них именно Водлозерский был самым запустевшим (доля «живущей пашни» здесь составляла 3,6%).
Для преподобного Диодора, уходившего от преследования окрестных жителей, судьбоносной стала описанная в его житии «случайная» встреча на реке Онега с Надеем Андреевичем Светешниковым – известным купцом и одним из самых состоятельных людей страны первой половины XVII в. Несметные богатства тот нажил на торговле сибирской пушниной, а также солью и медью. Удачливый и смелый промышленник, которого приглашали на обеды к московскому патриарху Филарету, не скупился на вклады в разные церкви и монастыри «за свое здравие и в поминок по родителех». Именно Надея Светешников после беседы с преподобным Диодором рассказал в Москве о мытарствах и злоключениях бедного монаха.
Крайне важную роль в становлении Юрьегорского монастыря сыграло знакомство преподобного Диодора с другим могущественным человеком первой половины XVII в. – Александром Булатниковым, знаменитым келарем Троице-Сергиевого монастыря. Они встретились в Соловецком монастыре, где оба, в разное время, приняли монашеский постриг. Александр к 1613 г. уже был одним из соловецких «соборных старцев». Выходец из знатного дворянского рода, он пользовался особым покровительством царской семьи Романовых. Почти двадцать лет (1622–1641 гг.) Александр управлял огромным хозяйством Троице-Сергиевого монастыря.
Узнав о пустынных землях «подле каргопольского рубежа» (на границе земель Обонежской пятины и Каргопольского уезда), преподобный Диодор поселился в пустоши, т.е. запустевшей деревне, Юрьева гора, от которой ко времени его прихода сохранились два крестьянских двора. Эта деревушка упоминается в писцовой книге 1563 г. при описании оброчных земель Рождественского Водлозерского погоста. Живший в ней крестьянин Июдка Васильев платил оброк пол-обжи. Московские писцы пометили, что он «сеет в поле ржи коробью, сена косит 15 копен». Деревня на Юрьевой горе, как видно из писцовой книги 1616 г., была разорена в Смутное время.