Краткие сведения о древнейшей истории Водлозерья
Территория Водлозерья начала осваиваться человеком еще с эпохи мезолита – с середины VI до н.э. С тех пор здесь археологические эпохи сменяли одна другую таким образом, что в каждой последующей археологической культуре наблюдалась преемственность с предшествующей. Древнейший период, в который этническая и языковая принадлежность носителей культуры не может быть определена научными методами, принято именовать стадией «демогенеза». На Водлозере стадия демогенеза длилась до середин I тысячелетия до н.э. К той эпохе относятся возникновение названий Вама, Водла, Водлозеро, Тонда, Келка, Охтома и некоторые другие, интерпретировать которые невозможно ни из одного ныне существующих языков. На стадии «этногенеза» уже можно делать хоть какие-то предположения по поводу языковой и этнической принадлежности древних жителей края. На начальном этапе данной стадии на территории Русского Севера, в том числе и Водлозерья, расселились представители древней «прибалтийско-финско-саамской» языковой общности» (Муллонен 1995, С.194).
Ассимиляция новыми пришельцами автохтонного населения, как предполагается, сопровождалось переработкой древних названий на местности и возникновением топонимов на –ша, –жа (Голюша, Киндеша, Ундоша, Колонжа, Чепша, Укша, Колюша и др.). Чуть позднее, в так называемый «древне саамский» период этнической истории в Водлозерье появились топонимы на –кса. В Водлозерье к таковым относятся Илекса, Пильмаса, Букса. Иногда названия с указанными топоформантами поддаются переводу. Так, Илекса из языка саамов переводиться как «Верхняя», «Текущая с верху» (т.е. с водораздела, а не из озера), а Пильмаса и Пильмасозеро, как «Находящиеся в стороне», т.е. в стороне от главных мест расселения людей в древности. После распада этой общности Водлозерье населяли мелкие группы постоянно кочующих по тайге «лесных» саамов, основным занятием которых было рыболовство и охота на северного оленя. С Х века н.э. В Водлозерье, судя по археологическим исследованиям, начали проникать предки древних вепсов, добывавших ценную пушнину. С XII века сюда начали проникать также охотники карелы. Контактная зона между карелами и древними вепсами проходила по северной оконечности озера Водлозера, где остались три специфических для таких зон наименования, а именно: Карельский остров. Земледельческое освоение края, связанное с основанием постоянных поселений, началось не позднее конца XIII века. Признаки существования такого поселения были обнаружены на северо-восточном берегу острова Колгостров.
Самые ранние предметы с христианской символикой (нательные кресты), обнаруженные археологами на Водлозере, тоже относятся к XIII веку. О том, что постоянные поселения на Водлозере основывались именно древними вепсами, а не славянами, говорят названия многих водлозерских деревень. Так название д.Кургилово может быть переведено, как Журавлево; Кузеостров – как Еловый остров; Гумарнаволок – как Мыс в заливе, напоминающем по форме ступу [1]
и т.д. Заселение Водлозерья русскими крестьянами началось, как считают историки Карелии, не ранее первой половины XIV века. Сначала здесь стали селиться выходцы из Псковско-Новгородского региона. После подчинения в 1478 году Великого Новгорода Москве Водлозерский край начали заселять также и русские крестьяне «московской» волны колонизации. Указанная последовательность освоения русскими этого края нашла отражение в местном диалекте. Так, ветер с запада на Водлозере именуют «крестовым» в память о тех, кто первым принес в этот край христианские идеи, а южный ветер водлозеры называют «русским», из чего можно заключить, что местное население пришлых новгородцев и москвичей в XIV-XV веках не относило к единому русскому народу.
Память о заселении Водлозерья выходцами из Новгородчины сохранилась и в названии юго-западного ветра – «шелонник». Река Шелонь по отношении к Новгороду протекает именно на юго-западе от этого города. Обрусение основного контингента дославянского населения в Водлозерье завершилось в первой трети XIX века. По народным преданиям на Водлозере имелось не менее трех деревней «обруселой чуди», а именно: Чуяла, Пелгостров и Малый Куганаволок, жители которых еще в конце XIX – начале XX веков помнили о происхождении своих предков от финно-угров. На заключительном этапе этнической истории Водлозерья, в XIX начале – XX века, сформировалось специфическая группа русских, именующих себя «озера» или «водлозера». В иерархии субэтнических сообществ локальную группу водлозеров принято относить к разряду групп наименьшей таксономической величины, к так называемой «этнолокальной» группе русских (Логинов 2006).
Ради подчеркивания своей непохожести на соседнее население Пудожского края водлозеры в советский период истории нередко именовали себя еще и «белогвардейцами»: край действительно затронула Гражданская война, далеко не все водлозеры сразу встали на сторону победителей «красных».
[1]Имеется в виду ступа не русского типа, а вепсского, называемая у северных русских и у вепсов «хумбаром».
кандидат исторических наук
старший научный сотрудник Логинов К.К.
сектор культурного наследия научного отдела ФГУ НП "Водлозерский"
Статьи о географии, топонимии, истории, демографии, фольклоре и этнографии поселений Водлозерья в следующих документах (прикрепленные файлы):