Деревня Варишпельда – одно из наиболее старых поселений Водлозерья. Деревня «на Вороньем поле в Варши-пелды» упоминается в древнейшей сохранившейся до наших дней писцовой книге Обонежской пятины Великого Новгорода 1563 г. По археологическим данным территория, где находится Варишпельда, начала осваиваться прибалтийско-финским населением в XI–XII веках.
В 1873 г. в деревне насчитывалось 9 дворов, 51 человек, в 1905 г. – 11 домов, 67 человек, в 1926 г. – 12 дворов, 52 человека. В 1954 г. Варишпельда опустела. К 1991 г. все ее деревянные постройки за исключением часовни XIX в. были утрачены.
Что из себя представляет Варишпельда сейчас? Это два больших крестьянских дома в два этажа, маленькая старинная часовня во имя Тихвинской иконы Божией Матери, новая церковь Спаса Нерукотворенного (выполнена по проекту архитектора А. Б. Бодэ), пара поклонных крестов, баня и несколько хозяйственных построек.
На самой высокой точке деревни Варишпельда стоит небольшая часовня Тихвинской иконы Божьей Матери, построенная местными крестьянами в конце XIX в. Это единственная часовня в Водлозерье, которая не была осквернена и использовалась только по прямому назначению. Ее внутреннее убранство очень скромное и сдержанное, как и во всех северных храмах: несколько икон (самая старинная – икона святителя Николая Чудотворца медного старообрядческого литья, уцелевшая при пожаре в начале XX в.), укутанных в расшитые полотенца, «заветы». «Заветы», или по-другому «пеленги», – приношения прихожан, в качестве которых могут выступать платки, рубашки, носки, свечи. Вещи, которые человек приносит в храм, чтобы его молитвенная просьба была услышана. Есть два вида «заветов»: те, которые остаются в храме навсегда, они «помечены» красной вышивкой, или же в них зашиты деньги, и простые – они потом раздаются беднякам (платки без вышивки, вещи). В Тихвинской часовне хранится около ста «заветов», поступивших за последние пятнадцать-двадцать лет.
В Варишпельде произрастает единственное в Водлозерье дерево-часовня: сосна, в которую вживлена старообрядческая иконка и подставка для свечи. Это уникальное дерево – своеобразное совмещение двух традиций, древней и более поздней, христианской, синтез заветного дерева и креста, часовни.