Размер шрифта:
Цвет сайта:
Настройки Обычная версия сайта

Отображение картинок:

Муждустрочный материал:

Символьный интервал (кернинг):


2–4 сентября 2013 г. в деревне Варишпельда Пудожского района Республики Карелия на Водлозере состоялась Всероссийская научная конференция «Святые и святыни Обонежья» («Водлозерские чтения—2013»), посвященная 380-летию со дня преставления прп. Диодора Юрьегорского († 1633 г.; день памяти — 27 ноября (10 декабря)), основателя Троицкого монастыря в Водлозерье. Конференция была организована Национальным парком «Водлозерский» совместно с Петрозаводским государственным университетом (ПетрГУ) и приходом прп. Диодора Юрьегорского на Водлозере. Она проводилась в рамках научного проекта Водлозерского парка «Святые и святыни Русского Севера» (руководитель А. В. Пигин) и Программы стратегического развития ПетрГУ на 2012–2016 гг. (проект А. М. Пашкова).

Конференция носила междисциплинарный характер. В ее работе приняли участие историки, филологи, искусствоведы, архитекторы, археологи, музыковеды и этнографы из разных научных центров Москвы, Санкт-Петербурга, Петрозаводска, Архангельска, Мурманска, Сыктывкара, Новосибирска, Краснодара, а также из Финляндии. Всего на конференции прозвучало 23 доклада. Заседание открыла директор Водлозерского парка А. Ю. Гудым, с приветственным словом к докладчикам обратился настоятель прихода прп. Диодора Юрьегорского на Водлозере иерей Олег Червяков.

Первое заседание конференции было целиком посвящено прп. Диодору Юрьегорскому и истории созданного им монастыря. О. В. Панченко (Санкт-Петербург) в своем докладе изложил основные результаты предпринятого им текстологического изучения Жития прп. Диодора, написанного неизвестным автором в середине XVII в. Докладчик установил ряд новых ранних редакций Жития, появление которых было связано с развитием культа святого, и доказал первичность текста Жития по отношению к Повестям о соловецких пустынножителях Андрее и Дамиане. В докладе А. Б. Бодэ (Москва; текст был прочитан И. Н. Шургиным) была предложена и прокомментирована графическая реконструкция деревянной Троицкой церкви Юрьегорского прихода 1796 г., выполненная на основе архивных источников. Ю. Н. Кожевникова (Петрозаводск) представила архивный документ XVIII в., содержащий информацию о братской общине Юрьегорского монастыря в 1726 г.

Особый интерес у участников конференции вызвал доклад А. В. Алексеева (Москва), рассказавшего о результатах археологических исследований на месте Юрьегорской пустыни в 2013 г. В ходе раскопок была обнаружена и исследована могила прп. Диодора и рядом с ней — другое захоронение, по предположению докладчика, принадлежащее ученику Диодора прп. Прохору Юрьегорскому. Алексеев представил также новые данные по истории Троицкой церкви и коллекцию археологических находок, в том числе церковную утварь и нумизматический материал XVII–XIX вв. Исследователю удалось получить сведения и о топографии монастырского комплекса на Юрьевой горе. Ряд докладов был посвящен севернорусской агиографии и культу святых Обонежья и Кольского Севера. А. А. Романова (Санкт-Петербург) представила сведения о святых Обонежья, содержащиеся в малоисследованном рукописном памятнике начала XVIII в. «Книге глаголемой описание о российских святых...». По наблюдениям докладчицы, несмотря на свое позднее происхождение, источник содержит ряд уникальных сведений о святых и их почитании.

Е. М. Юхименко (Москва) рассказала об одной из самых значимых археографических находок последних лет — о приобретенных ею для Государственного исторического музея хранившихся в филипповской общине Каргополя Выговских Четиих Минеях (1712–1715 гг.). Основное внимание докладчица уделила входящим в их состав Житиям прп. Антония Сийского, прп. Александра Ошевенского и прп. Артемия Веркольского. Юхименко пришла к выводу, что при отборе Житий в свои Четии Минеи выговские старообрядцы отдавали предпочтение текстам первоначальных редакций как более авторитетным и среди них останавливались на том варианте, который содержал большее число чудес и свидетельств прославления святого. Предметом исследования в докладе Т. Ф. Волковой (Сыктывкар) стал корпус севернорусских житий в печорских рукописных сборниках, хранящихся в рукописных собраниях Санкт-Петербурга и Сыктывкара. Отдельно докладчицей был выделен печорский список Жития прп. Диодора Юрьегорского (Верхнепечорское собрание ИРЛИ, No 2), в котором несколько листов в начале переписано рукой усть-цилемского книжника XIX в. И. С. Мяндина. В докладах А. В. Пигина (Петрозаводск) и Е. С. Кутуковой (Москва) проанализированы различные источники, связанные с именем прп. Александра Ошевенского — духовного покровителя Юрьегорского монастыря. А. В. Пигин представил поздние редакции Жития прп. Александра, составленные в 1820–1830-х гг. архимандритом Тихвинского монастыря Иларионом (Кирилловым), архимандритом Александро-Свирского монастыря Варсонофием (Моревым) и архиепископом Олонецким Игнатием (Семеновым). Новые редакции Жития были созданы с целью их публикации для общерусского прославления прп. Александра, о чем в Святейший Синод подавались как соответствующие ходатайства, не получившие положительного решения. Докладчик установил источники этих редакций и проанализировал характер переработки исходных текстов. Е. С. Кутукова затронула вопрос о духовных связях прп. Александра Ошевенского с его предшественниками (преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский) и учениками-последователями (преподобные Пахомий Кенский, Диодор Юрьегорский, Кирилл Сырьинский и др.).

Еще два доклада были посвящены святому Кольского Севера Варлааму Керетскому. С. А. Никонов (Мурманск) привел некоторые неизвестные ранее факты, свидетельствующие о почитании этого святого в Кольском остроге в XVIII — начале XIX в., задолго до официальной канонизации. Основное внимание докладчик уделил челобитной жителей Кольского острога архангельскому архиепископу Варсонофию 1752 г. с просьбой о разрешении на строительство часовни в честь преподобного вместо старой сгоревшей. Новая часовня была поставлена на корабельной пристани Кольского острога, поскольку святой почитался поморами как небесный заступник в «морском пути». Никонов проанализировал также некоторые устные предания о святом, распространенные на Кольском Севере и зафиксированные в XIX в. Тему народного почитания св. Варлаама уже в наши дни продолжила И. Н. Минеева (Петрозаводск). Она познакомила слушателей с материалами фольклорной экспедиции студентов-филологов Карельской государственной педагогической академии в Лоухский район Республики Карелия летом 2012 г. Согласно экспедиционным материалам, святой воспринимается жителями этого края прежде всего как покровитель мореходов и рыбаков, иногда как защитник домашнего скота. С именем Варлаама связаны здесь сакральные объекты и природные локусы (Варлаамовы кресты, часовни, ручей). Вместе с тем, как показала докладчица, современные представления местных жителей о святом в значительной степени основаны на книге игумена Митрофана (Баданина) (Митрофан (Баданин), игум. Прп. Варлаам Керетский: исторические материалы к написанию Жития. СПб.; Мурманск, 2007). В выступлениях участников конференции были представлены также темы церковно-монастырской истории Русского Севера, церковной архитектуры и иконографии, а также сакрального монастырского ландшафта. В. И. Иванов (Краснодар) проанализировал писцовую книгу Обонежской пятины 1563 г. как источник сведений о заонежских монастырях в XVI в.

М. М. Шахнович (Петрозаводск) рассказал о результатах археологического обследования православных храмов Русской Лапландии, которое осуществляется с 2009 г. при поддержке Мурманской и Мончегорской епархии. Раскопки на месте Борисоглебской церкви на реке Паз, церкви Рождества Христова Печенгского монастыря и Свято-Никольской церкви в селе Варзуга позволили получить новую информацию об их строительной истории и устройстве, о православной похоронной традиции XIV–XV вв. в этом регионе и об освоении русскими поселенцами арктических районов Крайнего Севера. О. Б. Сипола (Финляндия) предприняла попытку реконструировать внешний вид и внутреннее убранство деревянного Валаамского монастыря в середине XVIII в. Источником для ее исследования послужили документы, хранящиеся в архиве Валаамского монастыря в Хейнявеси (Финдяндия) и в архиве Санкт-Петербургского института истории РАН. Выявленные на Валааме в этот период иконы (в частности, 8 образов прп. Александра Свирского) позволяют зафиксировать распространенные почитания. На основе документов докладчица сделала вывод о том, что строители и исполнители художественных работ Валаама происходили преимущественно из Олонца. И. Н. Шургин (Москва) посвятил свой доклад деревянным храмам с кубоватым завершением и подробно осветил вопрос о происхождении терминов «куб», «кубоватый» («кубастый») в научной литературе. Согласно его разысканиям, слово «куб» вошло в ряд архитектурных понятий не ранее последней четверти XIX в. благодаря научным публикациям И. Е. Забелина и В. В. Суслова. До этого времени подобные завершения церковных срубов, как четвериков, так и восьмериков, не имели особого названия, но по конструкции и криволинейному абрису считались разновидностью бочки.

М. Н. Мелютина (Архангельск, Кенозерский национальный парк) познакомила слушателей с историей Наглимозерской пустыни Каргопольского уезда и особое внимание уделила проблеме ландшафта, сакральным и мирским локусам на этой территории (остров, мельница, рукотворный канал «копанец», ряжевый мост, келья). В докладе А. Б. Мороза (Москва) рассматривались варианты и источники легенды об олене (лосе, лани), приносящем себя в жертву, которая мотивирует обряд курбана (на Балканах) и аналогичный обряд принесения в жертву быка/барана у ряда народов. Это предание зафиксировано и на Водлозере, на Ильинском погосте. В нем повествуется о том, как в давнее время в определенный день олень выходил из леса, переплывал водоем и отдавался на заклание. Мясо его варили всей деревней и съедали в честь какого-либо престольного праздника (Ильин день, Петров день, Успение, Рождество Богородицы и др.). Обычно фольклористами и этнографами эта легенда интерпретировалась как отголосок местных языческих обрядов и изучалась в отрыве как от аналогичных фольклорных текстов у разных народов, так и от книжности. Докладчик пришел к выводу, что основной источник легенды — византийское Мучение св. Афиногена Пидахфойского (VII в.). В докладе были рассмотрены вероятные пути распространения этого сюжета и проникновения его в фольклор. Е. А. Агеева (Москва) посвятила свой доклад фольклорным материалам, записанным в 1911–1918 гг. на территории Водлозерья писателем С. Н. Дурылиным (1886–1954 гг.) и хранящимся в Российском государственном архиве литературы и искусства в его личном фонде (ф. 2980). Значительный пласт сведений о природе и народных обычаях Водлозерья Дурылин собрал в беседах с местными священниками Громцовыми. Писатель попытался охватить весь северный мир — природу, животных, местных жителей, народные поверья, убранство храмов, церковно-бытовые традиции. Дневники Дурылина, таким образом, являются ценными источниками по истории и культуре Водлозерья и Олонецкого края.

Большое внимание на конференции было уделено севернорусскому старообрядчеству, почитанию старообрядческих подвижников, произведениям искусства, книжности, духовным стихам, различным аспектам духовной жизни старообрядцев Русского Севера. Актуальность этой темы обусловлена по меньшей мере двумя причинами: сильным влиянием на духовную жизнь Водлозерья в конце XVII — середине XIX в. располагавшегося неподалеку Выго*Лексинского поморского общежительства и стремлением водлозерского настоятеля отца Олега Червякова возродить некоторые традиции Выга в современной церковной практике. Тему севернорусского старообрядчества, Выга открыл доклад Е. М. Юхименко, прочитанный в начале конференции (см. выше), Этой же теме было посвящено и заключительное заседание. А. Н. Старицын (Москва) исследовал историю почитания местночтимого староверческого святого на Столпозере (к северо-западу от Водлозера) Епифания Столпозерского. Докладчик сопоставил старообрядческие и официальные источники об этом святом («История Выговской пустыни» Ивана Филиппова, «Виноград Российский» Семена Денисова и опубликованные в 1897 г. материалы о Епифании и часовне на Столпозере, относящиеся к 1770-м гг.) и смог реконструировать на их основе историю старообрядческого столпозерского поселения. Н. Е. Плаксина (Сыктывкар) представила коллекцию старообрядческих произведений деревянной резной пластики (кресты и иконы с изображением Голгофского креста), выявленных на Нижней Печоре экспедицией 2012 г. Докладчица атрибутировала их как произведения пижемских мастеров, связанных с Великопоженским скитом в Печорском уезде Архангельской губернии, проанализировала их общие стилистические признаки. Доклады Н. С. Мурашовой (Новосибирск) и Ф. В. Панченко (Санкт-Петербург) были посвящены духовным стихам выговских старообрядцев.Н. С. Мурашова предложила общий обзор произведений этого жанра в репертуаре выговцев, представила некоторые особенности их содержания, бытования, стилистики и языка. Ф. В. Панченко подробно охарактеризовала группу выговских стихов виршевого склада с напевами. Исследовательница предприняла музыковедческий анализ этой группы из 20 текстов, рассмотрела вопрос о мелодических истоках выговских виршевых стихов. Завершил конференцию доклад А. В. Дементьева (Москва). Исследователь обратился к малоизученному источнику — богослужебному уставу Выго-Лексинского общежительства. Он проанализировал представленную в выговском уставе систему степеней торжественности церковных праздников, которая включает до 15 различных разрядов. Для выделения степеней торжественности праздников используются указания на такие особенности, как порядок колокольного звона, наличие молебна, степень распевности богослужебных песнопений, порядок использования тех или иных пелен, количество свечей у икон и другие признаки. Выговская система торжественности праздников проявляет определенную гибкость применительно к возможностям братии, участвующей в богослужении, и тщательно учитывает особенности посвящений храмов, для которых создавалась.

По завершении конференции участники обсудили ее итоги, отметили высокий уровень докладов и хорошую организацию, поблагодарили священника Олега Червякова за радушный прием.

Материалы конференции опубликованы:
Святые и святыни Обонежья: Материалы всероссийской научной конференции «Водлозерские чтения—2013», посвященной 380-летию со дня преставления святого преподобного Диодора Юрьегорского, основателя Троицкого монастыря в Водлозерье (2–4 сентября 2013 года) / Отв. ред.: А. В. Пигин. Петрозаводск, 2013. 252 с.