На территории парка до наших дней сохраняются так называемые карсикко (от фин. Karsikko, карел. Karsikko/karzikko – «карзать, обрубать ветки») – мифологические деревья-знаки, многогранный символ духа-охранителя в прибалтийско-финской культуре. Как правило, карсикко – это сосна или ель с особенным образом обрубленными ветвями или вершиной, а также различными вырезанными в стволе знаками, от простого затеса и зарубки (иногда с инициалами, обозначающими родовую или семейную собственность) до антропоморфного изображения. С карсикко связан целый комплекс обычаев и обрядов жизненного цикла, а также календарной и промысловой обрядности финнов, карел, вепсов, саамов, эстонцев и др. Специалисты различают несколько видов дерева-знака: промысловое карсикко, вырубавшиеся на берегу водоемов и использовавшиеся при ловле рыбы или добыче речного жемчуга; карсикко умерших, расположенные на кладбищах и на пути к нему и воплощающие в себе представления о дереве как семейно-родовом охраняющем духе; карсикко в обрядах инициации (карсикко невестки, промысловика, рекрута и пр.); карсикко, сделанные в память о важном событии в жизни семьи или сообщества. Деревья-знаки обладали сакральной оберегающей силой и отграничивали освоенную человеком и «окультуренную» территорию от остальной неосвоенной или малоосвоенной «природной» среды. Развитая традиция изготовления карсикко существовала повсеместно на Водлозере и на реке Илекса. Район Новгуды, Калакунды, Жилого ручья и озера Лузское называют «страной карсикко». Во время научной экспедиционной поездки, организованной в 1998 году руководством парка, здесь были найдены десятки заветных деревьев на речных порогах, вдоль лесных троп, около опустевших деревень, на рыбных тонях и заброшенных кладбищах. В 2006 году при обследовании берегов и островов Водлозера ученые снова обнаружили самые разные виды карсикко в Кевасалме, Выгострове, Маткалахте, Чуяле и других местах. Среди них особо выделяются на острове Большая Пога деревья с вырубленной оригинальной формой родового знака (тамги), напоминающей по форме букву «М». В ходе комплексной антрополого-этнографической и археологической экспедиции 2011 года карельский этнограф Алексей Петрович Конкка зафиксировал на территории парка древний обычай захоронения под деревом (карсикко как «дерево у могилы») и выяснил, что значительное число водлозерских деревьев-знаков находится в священных рощах, на кладбищах и является частью местной погребальной обрядности. Карсикко вырубались после смерти родственника в непосредственной близости от дома, где он жил, или на его могиле. К деревьям-знакам приносили жертвы умершим в виде еды, приготовленной из первого урожая зерновых, ухи первого улова.
- О парке
- Новости
- Природа
- Культура
- Туризм
- Виды туризма
- Посетителю
- Правила посещения
- Как проехать в национальный парк
- Услуги по размещению
- Туристические стоянки
- Бронирование мест размещения
- Разрешение на посещение территории Национального парка "Водлозерский"
- Разрешение на посещение территории Национального парка "Воттоваара"
- Разрешение на регистрацию БПЛА
- Программы и экскурсии
- Интерактивная Карта
- Фото и видео
- Охрана
территории - Нац.   парк
"Воттоваара" - Заказник
«Кижский»