Размер шрифта:
Цвет сайта:
Настройки Обычная версия сайта

Отображение картинок:

Муждустрочный материал:

Символьный интервал (кернинг):

Комплексная этнографо-антропологическая экспедиция на озеро Водлозеро (август 2012 года)

В последние годы к изучению этнической истории субэтнической (этнолокальной) группы водлозеров, помимо сотрудников научного отдела национального парка «Водлозерский» и исследовательских учреждений Карелии, присоединился также Музей этнографии антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) г.Санкт–Петербурга. Информация об основных результатах предыдущей (2011 года) совместной экспедиции ученых Карелии и Петербурга представлена на сайте национального парка «Водлозерский». Именно разведочные работы, выполненные антропологами в 2011 году, предопределили, какую часть Водлозерья будет изучать следующая экспедиция. Антропологические изыскания для наших полевых отрядов, хочется надеяться, еще какое то время будут оставаться наиболее приоритетными.
Нынешняя экспедиция проходила в период с 7 по 18 августа 2012 г.  В состав «Комплексной Водлозерской этнографо-антропологической экспедиции» входило 6 человек. От Института ЯЛИ КарНЦ РАН этнограф к.и.н. К.К. Логинов (автор данной статьи) из Петрозаводска, археолог м.н.с. А. Кудрявцев от Института ЯЛИ МарНЦ РАН из г.Йошкар-Олы, этнографы к.и.н. Погорельский и к.и.н. О.П. Панарина от МАЭ РАН, антропологи к.и.н. В.И. Хартанович и к.и.н. И.Г. Широбоков тоже от МАЭ РАН г.Санкт-Петербурга. Руководителем экспедиции был И.Г. Широбоков. Прежний руководитель комплексной экспедиции, заведующий сектором антропологи МАЭ РАН В.И. Хартанович, участвовал в ней как рядовой сотрудник. Таким образом, И.Г. Широбоков впервые выступил  в том качестве, в котором его надеялись увидеть в Институте, кода принимали аспирантом в отдел – в качестве главного специалиста по антропологическим исследованиям на территориях Русского Севера.
Стационарный палаточный лагерь  был разбит на северном берегу острова Канзанаволок, непосредственно у д.Коскосалма. Археологи и антропологи производили раскопки вблизи часовни Дмитрия Солунского, стоящей, как предполагалось на средневековом могильнике XV – XVIII вв. Кроме того, антропологами и археологами было обследовано кладбище вокруг часовни Пресвятой Богородицы на острове Гольяницы. Автор отчета производил записи от информантов, занимался поиском деревьев-карсикко (т.е. деревьев со специфическими затесками на стволе и корнях или со специфически обрубленными ветвями) и различных историко-культурных и этнографических артефактов на западном и восточном берегах о.Канзанаволок, в нижнем течении Келки и устье Пильмасы, а также на островах Гольяницы, Иламострове и в д.Куганаволок. Материалы фиксировались в полевой дневник и на цифровой фотоаппарат. Всего было сделано чуть более 200 снимков. Снимки вместе с их подробным описанием и текстовым отчетом об экспедиции (более коротким, чем представленный здесь) скопированы на DVD диск и сданы в архив  национального парка «Водлозерский».

i4806-image-original.jpgАнтропологические изыскания имели успех – впервые на пространстве от восточного берега Онежского озера до города Архангельска учеными были зафиксированы погребения, содержащие скелетные останки средневекового русского населения относительно хорошей сохранности, что позволяет вести в дальнейшем уже широкомасштабные кранеологические изыскания и исследования. Если вспомнить, что все прочие попытки,  предпринятые, начиная с 2005 года, искомых результатов не принесли, то это успех безусловный. У северо-западного угла часовни Дм. Солунского на 4-х квадратных метрах было вскрыто пять захоронений, четыре из которых принадлежало детям, а одно взрослому мужчине.

i4807-image-original.jpgПогребения располагались в несколько ярусов. В детском погребении №1, хронологически самом позднем, был зафиксирован медный крест-тельник. 

Предварительно крест может быть датирован поздним Средневековьем. Одно из детских погребений частично располагается под срубом часовни. Таким образом, период функционирования могильника относится ко времени, предшествующему строительству часовни Дмитрия Солунского. На исследование в Санкт–Петербург был отобран один мужской череп со следом от удара (предположительно кистенем).


i4808-image-original.jpgОбследование, проведенное в Петербурге специалистом Музея антропологии и этнографии РАН по палеопатологиям Н.Я. Березиной, показало, что хотя на костях черепа присутствуют следы заживления травмы: очевидно, что мужчина скончался вскоре после получения удара. Таким образом, повторюсь, антропологам впервые удалось на пространстве от Онежского озера и до реки Северной Двины обнаружить хорошо сохранившиеся костные останки периода Средневековья, и это открытие Всероссийского масштаба. После получения массового кранеологического материала из могильника Коскосалмы, совершенно точно, удастся подтвердить либо опровергнуть выводы папиллярных антропологических изысканий И.Г. Широбокова в Водлозерье. Суть их в том, что ближайшие аналогии по этим параметрам группы водлозеров (и кенозеров) обнаруживаются только на Кольском полуострове и не имеют аналогов на Русском Севере [1]. Если переводить вышесказанное с научного языка на обычный, то этот вывод следует понимать так, что водлозеры и кенозеры генетически являются ниаболее чистыми потомками саамского населения Русского Севера.

Поиски «карсикко» в 2012 году, оказались менее продуктивными, чем в экспедициях 2007, 2008 и 2011 годов, о чем можно судить, если обратиться к данным сайта сектора фольклора Поморского государственного университета. На о. Гольяницы «карсикко» автором было обнаружено в одном единственном экземпляре (на кладбище над могилой), всего два «карсикко» удалось найти на восточном побережье острова Канзанаволок. При этом на западном берегу, около мыса при выходе в открытое озеро, частота встречаемости карсикко (по-водлозерски «метных деревьев») оказалась весьма высокой.  
 

i4811-image-original.jpgБыли найдены деревья, как просто с  обрубленными до кроны сучками, так и с глубокими затесками на стволе (включая деревья с «охотничьими метами») и «дорожные» деревья с длинными двусторонними затесками с обеих сторон ствола , а также «тюканые деревья»  (и с затесками, и с обрубленными ветками  одновременно.


Среднестатистической в целом для Карелии оказалась интенсивность встречаемости «карсикко» в устье реки Келки и на тропинке в обход порога на этой реке, а также на о.Иламострове. Поездка на Иламостров подтвердила сообщение М.Г. Косменко, что никакой «старообрядческой крепости» (вопреки местным преданиям) на острове не было. Остров представляет собой изогнутую дугой, выступающую на 4-5 метров из озера вершину ледникового оза. 
 

i4812-image-original.jpgПространство вдоль оси всего острова сложено беспорядочными лежащими серыми валунами, хорошо промытыми озерной волной в эпоху, когда они едва выступали над уровнем озера. В центральной части острова, где имеется участок с намытым озерной волной песчаным грунтом, никаких следов от «старообрядческих могил» XIX века не сохранилось. Видны лишь ямы от двух шурфов, в которых М.Г. Косменко когда-то обнаружил артефакты эпохи железного века. 
Слухи о многочисленности саамских «сейдов» на этом острове оказались не соответствующими действительности.

i4813-image-original.jpgК культовым камням-сейдам на острове может быть в действительности отнесен лишь тот, что именовался в рассказах информантов «лягушкой». Тем не менее, остается не ясной причина, почему в народных преданиях водлозеров Иламострову упорно приписывается сакральный статус. Не исключено, что на этом острове в Х веке располагалась застава Приладожской чуди, контролирующая провозку меховых товаров с севера на юг в сторону Белого озера и на запад, в сторону Онежского озер. Место расположения острова в Водлозеро таково, что мимо  незамеченной не прошла бы ни одна лодка, плыви она к вытекающим из озера рекам Сухой Водле или к  Ваме, либо же в обратном (северном) направлении.

i4814-image-original.jpgК числу удачных находок экспедиции 2012 года следует также причислить обнаружение автором на территории деревни Гольяницы «Кит-камня». Дело не в размерах (10 шагов в длину и высота до 4-х метров). Если смотреть на камень с северной стороны, то этот конец камня очень похож на голову ерша (с нижней челюстью, глазами и жабрами). Некоторым он, правда, видится, как «лицо носатого человека с низким надбровьем».
Если с этой стороны весь камень окинуть взглядом, то он  имеет общее сходство с ершом или судаком, как бы ударяющим хвостом по воде. Но и это не все. На «спине», где у живого ерша кончался бы плавник, имеется прямоугольное углубление, заполненное землей и проросшей сквозь нее травой. Когда (потянув за траву) автор освободил его от земли, то оно оказалось треугольным в сечении, подобным маленькому корытцу, в которое очень удобно класть щук или судаков, весом в 1,5 – 2 кг. 

i4815-image-original.jpgИз рассказов старых информантов было известно, что рядом с этим камнем местные жители в летнее время собирались на праздники поиграть в городки, походить «кадрелями» и «ланцами». У этого камня (располагался он в центре деревни и хорошо был виден с озера) каждый день, когда позволяла погода, играли детишки. О том, чтобы у камня совершались какие-либо жертвенные обряды, автору записывать не доводилось. Но в далеком прошлом «Кит-камень», скорее всего, использовался местными саамами именно для этих целей. Люди, которые каждому дикому животному, каждому дереву и предмету приписывали способность мыслить и совершать самостоятельные поступки, любой необычный камень использовали в ритуальных целях. Наверное, именно в противовес этому языческому жертвеннику на острове уже в последней четверти ХV века была возведена одна из самых первых часовен Водлозерья.

i4816-image-original.jpgЧасовня Преображения Господня, расположенная в 300-х метрах к югу от Кит-камня, на Водлозере считалась наиболее почитаемой из всех, так называемых «заветных» часовен округи. В такие часовни принято было доставлять текстильные изделия и оставлять их там в качестве жертвы, чтобы в благодарность за приношение силы небесные даровали исцеление от болезни жертвователю.
Далеко не каждая часовня выступала в качестве «заветной». Что касается часовни в Гольяницах, то сакраментальная причастность ее к числу «заветных» была и остается до предела прозрачной: местный праздник приходился на 19 августа, т.е. на Спасов день.

i4817-image-original.jpgПро этот день на Севере таи и говорили: «На Спас – Бог здоровья даст». Часовня и в наши дни буквально завалено жертвенными приношениями. Их так много, что веревки, не выдержав тяжести, лопаются, и их приходиться заменять на жерди (рис. 11). А ведь в 1997 году все «заветы», кроме тех, на которых вышивался или нашивался красный крест, были вывезены в г.Пудож[2] для наделения ими всех нуждающихся. В настоящее время происходит переосмысление понятия о «заветной жертве». Все чаще жертвуются бумажные купюры (достоинством в 100, 500, 1000 рублей), которые навалом лежат на полке у икон. Мелочь складывается на подоконник окна, выходящего на юг. Деньги и предметы из «заветных» часовен не расхищаются. Даже сейчас каждый водлозер верит и помнит, что взяв себе вещь или деньги из такой часовни, он неизбежно навлекает на себя не только гнев Сил Небесных, но болезнь, от которой желал избавиться жертвователь.
Из артефактов современной этнографии Водлозерья, наверное, стоит упомянуть о девичьей "командирской будке" сестёр Мининых. Чтобы мальчишки туда не входили, они не только повесили запрещающую табличку, но и окрасили запоры в розовый, то есть сугубо «девичий» цвет.i4818-image-original.jpg

[2]«Заветный» текстиль с крестами был постиран и обратно доставлен в часовню, ибо такие «заветы» полагалось хранить вечно там, куда их доставил жертвователь.

[1]Широбоков И.Г. Дерматоглифические данные к проблеме формирования современного населения Северо-запада России // Этнографическое обозрение, 2012, . №2, C. 87-99.