В последние годы к изучению этнической истории субэтнической (этнолокальной) группы водлозеров, помимо сотрудников научного отдела национального парка «Водлозерский» и исследовательских учреждений Карелии, присоединился также Музей этнографии антропологии им. Петра Великого (Кунсткамера) г.Санкт–Петербурга. Информация об основных результатах предыдущей (2011 года) совместной экспедиции ученых Карелии и Петербурга представлена на сайте национального парка «Водлозерский». Именно разведочные работы, выполненные антропологами в 2011 году, предопределили, какую часть Водлозерья будет изучать следующая экспедиция. Антропологические изыскания для наших полевых отрядов, хочется надеяться, еще какое то время будут оставаться наиболее приоритетными.
Нынешняя экспедиция проходила в период с 7 по 18 августа 2012 г. В состав «Комплексной Водлозерской этнографо-антропологической экспедиции» входило 6 человек. От Института ЯЛИ КарНЦ РАН этнограф к.и.н. К.К. Логинов (автор данной статьи) из Петрозаводска, археолог м.н.с. А. Кудрявцев от Института ЯЛИ МарНЦ РАН из г.Йошкар-Олы, этнографы к.и.н. Погорельский и к.и.н. О.П. Панарина от МАЭ РАН, антропологи к.и.н. В.И. Хартанович и к.и.н. И.Г. Широбоков тоже от МАЭ РАН г.Санкт-Петербурга. Руководителем экспедиции был И.Г. Широбоков. Прежний руководитель комплексной экспедиции, заведующий сектором антропологи МАЭ РАН В.И. Хартанович, участвовал в ней как рядовой сотрудник. Таким образом, И.Г. Широбоков впервые выступил в том качестве, в котором его надеялись увидеть в Институте, кода принимали аспирантом в отдел – в качестве главного специалиста по антропологическим исследованиям на территориях Русского Севера.
Стационарный палаточный лагерь был разбит на северном берегу острова Канзанаволок, непосредственно у д.Коскосалма. Археологи и антропологи производили раскопки вблизи часовни Дмитрия Солунского, стоящей, как предполагалось на средневековом могильнике XV – XVIII вв. Кроме того, антропологами и археологами было обследовано кладбище вокруг часовни Пресвятой Богородицы на острове Гольяницы. Автор отчета производил записи от информантов, занимался поиском деревьев-карсикко (т.е. деревьев со специфическими затесками на стволе и корнях или со специфически обрубленными ветвями) и различных историко-культурных и этнографических артефактов на западном и восточном берегах о.Канзанаволок, в нижнем течении Келки и устье Пильмасы, а также на островах Гольяницы, Иламострове и в д.Куганаволок. Материалы фиксировались в полевой дневник и на цифровой фотоаппарат. Всего было сделано чуть более 200 снимков. Снимки вместе с их подробным описанием и текстовым отчетом об экспедиции (более коротким, чем представленный здесь) скопированы на DVD диск и сданы в архив национального парка «Водлозерский».
Антропологические изыскания имели успех – впервые на пространстве от восточного берега Онежского озера до города Архангельска учеными были зафиксированы погребения, содержащие скелетные останки средневекового русского населения относительно хорошей сохранности, что позволяет вести в дальнейшем уже широкомасштабные кранеологические изыскания и исследования. Если вспомнить, что все прочие попытки, предпринятые, начиная с 2005 года, искомых результатов не принесли, то это успех безусловный. У северо-западного угла часовни Дм. Солунского на 4-х квадратных метрах было вскрыто пять захоронений, четыре из которых принадлежало детям, а одно взрослому мужчине.
Предварительно крест может быть датирован поздним Средневековьем. Одно из детских погребений частично располагается под срубом часовни. Таким образом, период функционирования могильника относится ко времени, предшествующему строительству часовни Дмитрия Солунского. На исследование в Санкт–Петербург был отобран один мужской череп со следом от удара (предположительно кистенем).
Обследование, проведенное в Петербурге специалистом Музея антропологии и этнографии РАН по палеопатологиям Н.Я. Березиной, показало, что хотя на костях черепа присутствуют следы заживления травмы: очевидно, что мужчина скончался вскоре после получения удара. Таким образом, повторюсь, антропологам впервые удалось на пространстве от Онежского озера и до реки Северной Двины обнаружить хорошо сохранившиеся костные останки периода Средневековья, и это открытие Всероссийского масштаба. После получения массового кранеологического материала из могильника Коскосалмы, совершенно точно, удастся подтвердить либо опровергнуть выводы папиллярных антропологических изысканий И.Г. Широбокова в Водлозерье. Суть их в том, что ближайшие аналогии по этим параметрам группы водлозеров (и кенозеров) обнаруживаются только на Кольском полуострове и не имеют аналогов на Русском Севере [1]. Если переводить вышесказанное с научного языка на обычный, то этот вывод следует понимать так, что водлозеры и кенозеры генетически являются ниаболее чистыми потомками саамского населения Русского Севера.
Поиски «карсикко» в 2012 году, оказались менее продуктивными, чем в экспедициях 2007, 2008 и 2011 годов, о чем можно судить, если обратиться к данным сайта сектора фольклора Поморского государственного университета. На о. Гольяницы «карсикко» автором было обнаружено в одном единственном экземпляре (на кладбище над могилой), всего два «карсикко» удалось найти на восточном побережье острова Канзанаволок. При этом на западном берегу, около мыса при выходе в открытое озеро, частота встречаемости карсикко (по-водлозерски «метных деревьев») оказалась весьма высокой.
Были найдены деревья, как просто с обрубленными до кроны сучками, так и с глубокими затесками на стволе (включая деревья с «охотничьими метами») и «дорожные» деревья с длинными двусторонними затесками с обеих сторон ствола , а также «тюканые деревья» (и с затесками, и с обрубленными ветками одновременно.
Среднестатистической в целом для Карелии оказалась интенсивность встречаемости «карсикко» в устье реки Келки и на тропинке в обход порога на этой реке, а также на о.Иламострове. Поездка на Иламостров подтвердила сообщение М.Г. Косменко, что никакой «старообрядческой крепости» (вопреки местным преданиям) на острове не было. Остров представляет собой изогнутую дугой, выступающую на 4-5 метров из озера вершину ледникового оза.
Слухи о многочисленности саамских «сейдов» на этом острове оказались не соответствующими действительности.
Если с этой стороны весь камень окинуть взглядом, то он имеет общее сходство с ершом или судаком, как бы ударяющим хвостом по воде. Но и это не все. На «спине», где у живого ерша кончался бы плавник, имеется прямоугольное углубление, заполненное землей и проросшей сквозь нее травой. Когда (потянув за траву) автор освободил его от земли, то оно оказалось треугольным в сечении, подобным маленькому корытцу, в которое очень удобно класть щук или судаков, весом в 1,5 – 2 кг.
Далеко не каждая часовня выступала в качестве «заветной». Что касается часовни в Гольяницах, то сакраментальная причастность ее к числу «заветных» была и остается до предела прозрачной: местный праздник приходился на 19 августа, т.е. на Спасов день.
Из артефактов современной этнографии Водлозерья, наверное, стоит упомянуть о девичьей "командирской будке" сестёр Мининых. Чтобы мальчишки туда не входили, они не только повесили запрещающую табличку, но и окрасили запоры в розовый, то есть сугубо «девичий» цвет.
[2]«Заветный» текстиль с крестами был постиран и обратно доставлен в часовню, ибо такие «заветы» полагалось хранить вечно там, куда их доставил жертвователь.
[1]Широбоков И.Г. Дерматоглифические данные к проблеме формирования современного населения Северо-запада России // Этнографическое обозрение, 2012, . №2, C. 87-99.